jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Мотивация и обучение. Похвала? Наклейки? Отметки?

Что делает школа?
Школа выдает некий набор знаний, умений и навыков, и потом проверяет, кто в какой мере этими знаниями, умениями и навыками овладел. В зависимости от продемонстрированных результатов, ученики получают отметки.

По большому счёту, школа отвечает на те вопросы, которые ребёнок ещё не задавал.
Одни дети к такому порядку вещей относятся спокойно, они готовы учиться просто ради процесса, готовы сдавать контрольные и тесты, их не напрягает.
Другие дети осваивают разные предметы неравномерно, скажем, по математике сильно обгоняют свой класс, а по русскому - сильно отстают. Этим детям с школе тяжело, потому что на одних уроках им скучно, на других - запредельно сложно.
Третьи дети всё отлично знают и умеют, но так нервничают из-за контрольных, экзаменов и тестов, что в итоге сдают проверочные работы из рук вон плохо. На уроке отвечают хорошо, а на контрольных получают двойки.
Кто из этих детей считается хорошим учеником?
Только первый, который по сути в школе не учится, он и раньше всё знал. Второй считается хорошим учеником на математике и двоечником на русском. Третий может получать двойки по всем предметам, хотя и знает всё.

Кто из этих учеников стремится узнать что-то ещё?
Иногда отличники как раз очень слабо готовы учиться новому, а двоечники умеют удивляться и спрашивать.

В идеале, конечно, любое обучение правильно строить в обратном порядке: сначала создать ситуацию, в которой вопрос возникнет, а потом уже учить.
Да, разумеется, так бывает!

Например, ребёнок, попавший на какое-то время в другую страну, САМ хочет научиться говорить и понимать речь, которую он слышит вокруг.

И если в какой-нибудь компьютерной игре в качестве пароля для перехода на другой уровень надо будет решить уравнение или повторить трезвучие, или написать грамотно слово - это наверняка сработает.

И бывают дети, которые сами, по собственной инициативе, занимаются спортом.
Или музыкой.
Или сами, по своему выбору ... пишут в прописях.
Я сама в 5 с половиной лет с удовольствием писала в прописях, мне нравилось, что я пишу "как большая", и я очень старалась!
Но - меня никто не заставлял, я сама выбирала, сколько сделать, в каком порядке, делать всю страницу или только две строчки, делать медленно или быстро.
Это была такая игра в школу, и эта игра мне очень нравилась.
Потом я сама целое лето училась делать "колесо", каждый день тренировалась - и научилась.
Мы с братом соревновались, кто больше подтягивается на турнике - научились оба раз по 15 подтягиваться.
Дети вообще многому могут выучиться в игре - если они этого захотят.
Вопрос в том, можем ли мы повлиять на это.

На днях мы на занятии с детьми занимались таким обычным делом как продолжением узоров по клеточкам.
У нас, правда, были треугольные клеточки, для разнообразия.
А игра называлась "работа", и за полностью выполненную работу дети получали целую палочку из 10 кубиков, а если работа была не очень аккуратная или с ошибками, то они получали 5-8 кубиков.
Поскольку все успели сделать по 4-6 узоров, то и кубиков набралось довольно много у каждого.
(Моя-то задача была как раз в том, чтобы помочь им считать десятками, называть правильно числа второго и третьего десятка и тп)
Дети играли охотно, сами старались сделать работу "на 10", сами пересчитывали по много раз, сколько они уже "заработали".
Но при этом они отлично понимали, что это - игра, и сейчас мы переключимся на новую игру, а эти "заработанные" кубики все сложат снова в коробочку, и будут играть уже во что-то другое.
Были ли эти кубики отметкой в школьном понимании? Скорее всего, нет.
Но наличие поощрения детей радовало, они старались сами найти баланс между быстрой халтурой и слишком долгим вырисовыванием каждой чёрточки.
Они сами старались, каждый - на своём уровне, у меня и задачи были приготовлены очень разные по сложности.
И одни дети просили: "Дайте мне посложнее! Я хочу самую сложную сделать!", а другие просили "А мне надо попроще, я с этой не справлюсь!"

В целом я практически не пользуюсь никакими поощрительными штуками, типа наклеек или печатей, которые дети получают за выполненное задание.
Почему?
Наверное, потому, что мне хочется им показать радость от задачек, а не от наклеек.
И потом, я ведь каждому из детей даю задачку в соответствии с его уровнем, одному даю задание посчитать, сколько я пальцев показала, и показываю 3 + 4, а другому  2 +1, и обоих хвалю, если справились.

Что показывает школьная оценка?
Она показывает, что этот конкретный ученик освоил - или не освоил - некий средний уровень.
Но эта оценка не показывает его личный прогресс и никак не отражает интерес ученика к предмету.
Скажем, многие дети уже пришли в школу, умея читать и считать, и поэтому довольно странно ставить им оценки за то, что они давно умеют, и сравнивать их оценки с теми, кто только в школе начал всем этим премудростям учиться.
Помогает ли хорошая оценка отличнику?
Кому как, видимо.
Мне в начальной, да и в средней школе, оценки были "до лампочки", я всё делала запросто, но не привыкла напрягаться. Впрочем, меня и плохие оценки бы, наверное, не сильно мотивировали.

С другой стороны, если надо выполнить много рутинной работы, то можно придумывать всякие игровые способы её разнообразить.
Например, бросать 2 кубика, и в зависимости от того, что на них выпало, открывать именно ту страницу в учебнике (если выпало 3 и 6, то открывать стр 36 или 63, на выбор), и с этой страницы делать две любые задачи, опять же, на выбор ученика.

На математическом кружке я много раз замечала, что лучше всего занимаются те дети, которые пришли сами, не "из-под палки".
Они решают задачки не ради отметок (которых мы и не ставим), а ради радости от найденного решения.

Любой, даже самый интересный урок, любое приятное ребёнку занятие, можно испортить, сделав его обязательным.
Вот попробуйте установить жёсткий контроль над тем, как ребёнок играет в Лего или рисует,
попросите отчёта, потребуйте непременно рисовать не меньше 3 новых картинок или собирать не меньше 5 новых построек к назначенному сроку - и Лего (или рисование), будет заброшено очень скоро.
В игре ребёнку очень важно самому ставить себе задачи и сроки. Или не ставить сроки, а просто играть - ради процесса. Это не значит, что дети не учатся в игре. Ещё как учатся! Но они сами выбирают темп и материал для обучения...

Думаю, должно сработать и если человек играет в игру на компьютере: установите требования "Ты должен за сегодня непременно дойти до такого-то уровня за такой-то срок!" - и ребёнку вскоре это занятие станет противным.

Меня недавно спрашивали, как правильнее всего заниматься по книге "Математика в твоих руках", надо ли заставлять ребёнка решать все задачи из каждого раздела?
Я даже не сразу нашлась, что ответить.
Мы эту книжку делали для радости, её можно решать в любом порядке, перескакивая с одного раздела на другой, заглядывая в пояснения - или не заглядывая. Это же не школьный учебник, а книжка для удовольствия!
Я была бы в ужасе, если бы мне сказали, что детей заставляют по этой книжке решать всё подряд!

Считаете ли вы правильным поощрять любые занятия ребёнка наклейками, звёздочками, пятёрками?
В каких областях эта система "звёздочек" работает для вас самих?
А для ваших детей?
Tags: математика, психология, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →