jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Умение выбирать, умение отказываться, умение настаивать на своём...

У любого умения есть крайности.
Когда человек хорошо умеет слушаться старших, выполнять приказы, быть исполнителем - это хорошо? Всегда ли?
"Послушный" - не совсем синоним "хороший", не так ли?
Когда про кого-то говорят, мол, этот человек упрям, то это звучит как негатив,
а если говорят "он очень настойчив и упорен" - то это другая сторона того же самого качества, но уже со знаком "плюс".

Многие учителя, воспитатели, бабушки-дедушки, да и родители часто повторяют, как хорошо было бы, если бы ребёнок был "послушный". Да, сейчас это было бы удобнее.
Но ведь он потом вырастет, и мы не сможем всю жизнь ему диктовать, какой выбор лучше.
Это ведь его жизнь, его выбор.
И поэтому куда полезнее для ребёнка - быть непослушным - а значит, деятельным, активным, выбирающим что-то своё.
(Я прекрасно понимаю, что бывают правила и границы, и сама очень люблю всякие игры с правилами. Но правила могут быть разные. Можно сказать "делай так", а можно "сделай так или так", а можно "реши, в каком порядке ты будешь делать это и это", а можно "вот тебе 5 деталей, сделай из них домик как ты сам хочешь")

Когда ребёнок излишне послушный, меня это скорее пугает.
А знает ли он сам, что он хочет?
Умеет ли он говорить "НЕТ"?

И когда родители записывают дошкольника на 25 разных кружков,
или водят одного и того же шестилетку на приготовишку в ТРИ разные школы,
(а ещё на шахматы, в музыкалку и на английский),
то они это делают исключительно из любви к ребёнку.

Я понимаю, эти родители хотят вырастить ребёнка успешным,
они волнуются за него,
и поэтому стараются подстелить соломку.
Им кажется, что залог к успеху - непременно мехмат МГУ, а до того сильная математическая школа,
и поэтому они начинают натаскивать ребёнка уже сейчас.
Послушный ребёнок везде ходит,
делает по три домашки,
и удивительно, что ещё не постоянно болеет.

А вот то, что таким образом можно добиться того, что ребёнок уже сейчас возненавидит и всю учёбу, и все школы, и всю математику - этого им изнутри не видно...

И ещё одно наблюдение:
на конференции в Кирове многие люди, которые ведут математические кружки в разных городах, говорили, что чаще всего дети ходят на кружок 3-5 лет.
Потом бросают и переключаются на что-то другое.
И если хотеть, чтобы ребёнок поступил в маткласс в старшей школе, то мб есть смысл как раз в началке на мат. кружок его не водить...

И ещё одно, отчасти тоже сюда:
есть у меня несколько знакомых детей, весьма послушных, которые умеют решать сложные задачки, но не умеют отказываться, и не умеют сами выбирать, потому что привыкли, что родители за них сами решают, "ты не замёрз, ты хочешь кушать", "ты пойдёшь на математику, а не на биологию!"

Умение выбирать и осмысленно и аргументировано защищать свой выбор кажется мне куда более важным навыком, чем умение послушно делать то, что велели взрослые.

А в каких ситуациях, на каких примерах вы учите ребёнка самого выбирать? Уверенно говорить НЕТ?
Tags: дети, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →