jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Игры с таблицей умножения

Да-да, я именно про игры.
Понимаю, понимаю, все мы выросли с идеей, что таблицу умножения надо знать наизусть.
И многие из нас её честно учили летом после первого класса.
Некоторые даже выучили.
(Мы не знаем, кто правда выучил и понял, а кто только выучил её как стишок).
А вот вы встречали взрослых людей, которые умножают 35 * 100 и 60 * 110 при помощи калькулятора?
Они что же - не учили таблицу умножения?

Боюсь, что учили, но без понимания.
А математику надо не наизусть учить, в неё нужно играть! Математику нужно щупать, и получать свой личный жизненный опыт о разных математических фактах, иначе - не работает.

Выученное наизусть, как текст - не работает, к сожалению.

Умение произносить числа от 1 до 100 по порядку - не значит "уметь считать".
Это чисто языковой навык, дети привыкают, что эти слова - числительные - надо произносить именно в таком порядке.
После "тридцать один" надо сказать "тридцать два".
Но зачастую этот ребёнок, бодро тараторящий числа до ста, не может отсчитать 32 кубика правильно, или не может воспользоваться тем, что у нас есть палочки по 10 кубиков. Он каждую такую палочку разбирает на отдельные кубики, и потом уже отсчитывает по одному кубику, ошибаясь и сбиваясь...

Когда ребёнок выучивает наизусть текст о том, что "пять плюс три равно восемь", он не всегда может на основании этого факта сделать вывод о том, сколько будет "3 + 2 + 3", и тем более - о том, сколько будет "15 + 3" или "50 + 30".

У любого знания есть несколько степеней понимания,
поэтому неудивительно, что какие-то вещи детям приходится "проходить" по много раз.
Вот только родителям бывает иногда сложно осознать, почему ребёнок, который понимает, сколько будет 5 + 3, не понимает, сколько будет 25 + 3, и 50 + 30.
Более того, некоторые дети знают, какую цифру надо написать в примере 5 + 3,
но в примере 3 + 5 уже сомневаются,
а если от примеров перейти к счёту на пальцах или на предметах, то и вовсе запутываются, и увидев на одной карточке 5 ёжиков, на другой трёх ёжиков, на всякий случай всех по одному тыкают пальчиком - чтобы убедиться в ответе.

Таблицу сложения не надо заучивать наизусть, её надо понимать.
И в этом может помочь, например, настольная игра "турбосчёт".
Если ты видишь, что на столе правило: ровно 8 одинаковых зверей, а среди открытых карт есть 3 ёжика и 5 лягушек и 1 птичка, то ты понимаешь, что если сейчас откроется 5 ёжиков, или 3 лягушки, или 7 птичек, то правило выполнится. а всё остальное - не годится...

И точно так же таблицу умножения - её надо видеть и понимать, а не учить наизусть.
У "Банды Умников" есть игра с прозрачными карточками, "много-много",
на мой вкус она менее играбельная, чем "турбо",
но в качестве обучалки - отличная, и чрезвычайно наглядная.

Какие две карточки с прозрачными щелями надо положить одну на другую, чтобы получить ровно 8 маленьких окошек?
Дети пробуют положить 5 на 3, получают 15 окошек.


Пробуют положить 4 на 4, тыкают пальчиком - окошек выходит 16.
Пробуют 4 на 3 - получают 12...
Эта игра помогает набрать свой личный опыт - сколько рядов по сколько дают нам 8,
очень наглядно.

Можно в качестве тренировки той же таблицы умножения рисовать по клеточкам прямоугольники.
(и потом этими прямоугольниками играть в ковры короля Квадратуса)
Сколько разных прямоугольников из 3 клеточек мы можем нарисовать? Только один "палку" 3 * 1.
А сколько разных прямоугольников из 6 клеточек? (толстый 2 * 3 и тонкий, 6 *1)
А сколько разных на 12? (12 * 1 длинный, 6 * 2 средний и толстый 3 * 4)

Это уже - понимание.
Можно с карточками от игры "турбосчёт" поиграть и в умножение:
предлагаем детям взять 3 одинаковые карточки, и сосчитать, сколько всего зверей на трёх картах, сообщить взрослому, и мы угадаем, сколько зверей на каждой из карт.
А если малыш взял 3 карты и насчитал 14 зверей, то откуда мы знаем, что он ошибся в подсчётах?
И как мы угадываем?

А теперь меняем форму игры, тем более, что дети засиделись.
Снежинки кружились - и по 2 сцепились.
И в паре - один показывает число на пальцах, второй повторяет, и потом считают сумму.
- Сколько у вас вышло? 14? Вы, наверное, по 7 оба показывали.
А теперь снежинки кружились, и по 3 сцепились.
И снова один показывает, другие за ним повторяют, и сумму считают.
-Сколько у вас вышло? 26? Ошиблись, ещё раз пересчитайте. А у вас 24? Вы по 8 показали!


А кто может быстро сосчитать, сколько всего на доске магнитов?

На понимание таблицы умножения есть и более сложная игра - "цветариум",
там как раз надо на каждой клумбе вырастить сколько надо цветочков,
но на одной клумбе растут только карты по 3 цветочка, и вырастить 25 на этой клумбе не получится.
А на другой как раз растёт несколько карт по 5 цветочков.
И надо понять, какими цветочками мы можем набрать ровно 24 или ровно 48...

Можно посмотреть ещё, как мы со школьниками играли с таблицей Пифагора.
Для многих детей вдруг оказывается откровением, что таблицу умножения можно продолжать и после 10, до бесконечности...

Можно считать не по одному, а двойками, потом тройками, потом пятёрками или десятками.
Но для некоторых детей это тоже скорее устный навык, без понимания...


Можно использовать плашки нумикон - для понимания, почему при умножении чётного числа на любое количество любых чисел, чётных или нечётных, получается чётное число.

В общем, есть масса разных вариантов, как можно понять, а не только выучить таблицу умножения.
И это отнюдь не столбики с примерами, а именно игры на понимание сути.

Я вот видела у МИФа такую рабочую тетрадку, где знание таблицы умножения помогает выигрывать у роботов и межпланетных монстров.
Межпланетный рыцарский турнир
Подозреваю, что мне было бы проще самой нарисовать что-то аналогичное, но понимаю, что многие мальчишки бы предпочли отработку в таком виде - обычным тетрадям со столбиками примеров...

А какие игры на понимание таблицы умножения используете вы?
И знают ли ваши дети про то. как умножать на девять на пальцах?
Tags: МИФ, игры, кружок, математика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →