jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

А почему бы нам не посчитать на пальцах?

Хотела бы я знать, откуда, из какого источника идёт идея о том, что счёт на пальцах - это вредно?
В школе у нас нынче обучают счёту при помощи линейки,
то есть по числовому ряду,
что не кажется мне особенно удачным и логичным решением.
Детям объясняют, что 6 + 2 это кузнечик по линеечке скачет вправо, от цифры 6 на 2 шага, вот, смотри, на какой цифре мы остановились.
А 6 - 2 - кузнечик скачет влево.
Однако по моим наблюдениям, этот способ наглядности не добавляет совершенно, и крайне неудобен для детей, которые путают право и лево.

Если бы мы взяли счётные палочки, 6 было красных и 2 синих добавили, сосчитай, сколько всего,
(или любой другой счётный материал), было бы намного нагляднее и понятнее, чем эта самая линейка.

А можно ту же задачу и на пальцах решать, в этом тоже нет ничего плохого.
Покажи мне 6 пальцев (Кстати, а можно ли показать 6 пальцев иначе, не как 5 +1? Можно? А как? Сколько способов ты можешь придумать?)
А теперь 6 твоих пальцев и 2 моих - сколько всего вышло?

Важно не выучить наизусть, а понять, что я сама могу (пусть при помощи пальцев, не принципиально) получить правильный ответ.

IMG_4420
покажи столько же пальцев, сколько у меня.
-А сколько пальцев у нас с тобой вдвоём?

IMG_4421
вы втроём показывали одинаковое число, и вышло 23 пальца?
посчитайте ещё раз, пожалуйста!

IMG_4422
А можно ли другим способом показать вдвоём 16 пальцев?
А как показать 16 пальцев втроём?

IMG_1409
А с пятилетками мы активно используем на занятиях не только счёт на пальцах,
но и всякий мелкий счётный материал,
например, яркие наклейки-ценники.

Сколько написано в серёдке, столько лепестков - жёлтых или оранжевых - надо приклеить.

IMG_1410
А сколько на кубике выпало, столько листиков надо добавить на стебелёк

А теперь посчитаем на кубиках.
У нас есть отдельные кубики по 1 см,
есть палочки 1 *10 - это десятки,
а есть большие квадраты, 10 * 10, дети проверяют и пересчитывают, и убеждаются, что это сотни.

IMG_2688
я дам тебе палочку и 3 кубика, нарисуй это по клеточкам, и подпиши, сколько это всего.

А теперь 3 палочки и 2 кубика-единички нарисуй и подпиши.

IMG_2689
можно мне и сотню дать?

IMG_2690

И пусть некоторые пересчитывают кубики внутри каждой палочки, иначе они не уверены в результате.

IMG_2687
А другие и с сотнями запросто оперируют.
Но мне не так важно, кто лучше считает, а кто хуже - мне надо дать им пощупать, десяток - это сколько?
А сотня - это как выглядит?

Ещё в наборе есть кубик 100 *100*100.
Одна девочка шести лет у меня его недавно разглядывала,
посчитала все грани: сверху сто, снизу 100, слева 100, справа 100, спереди и сзади по 100...
-Ага, - говорит, - я знаю, этот кубик - 600!

IMG_2693
А теперь берём резиночки и связываем спички в вязаночки по десять

IMG_2692
отсчитать ровно 10 спичек и перехватить их двойным оборотом резинки - для некоторых чрезвычайно сложная задача.
И форма задачи изменилась, так что некоторые снова пересчитывают все спички внутри вязанок, чтобы отсчитать ровно 23 спички...

IMG_4408
А это коллега рассказала прекрасное.
Один из пятилеток на занятии спросил, что значит "два в квадрате",
она объяснила, а к концу урока он написал на доске пример - и написал 2 в квадрате, как он это понял ))

А у вас учителя разрешают детям считать на пальцах?
Какими счётными материалами вы пользуетесь с детьми дома и в школе?
Tags: дошколка, математика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →