jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Математика дома и математика в группе - совсем не одно и то же!

Уже почти 10 лет я веду группы для детей 5-6 лет, типа "математика вприпрыжку",
и математический кружок для начальной школы.
И всё это время я регулярно читаю лекции для родителей, провожу семинары для педагогов - о том, как играть с детьми в математику.
После первых пары лет работы я даже книжку написала "Пирог с математикой" - как раз про разные игры с дошкольниками, и про то, что вызывает трудности чаще всего.
В прошлом году я сделала новую книжку - "Математика вприпрыжку" - с разбивкой по возрастам, с подробным описание, какие игры и задания осмысленно предлагать группе детей 4 лет, а какие - скорее для пятилеток, какие - для шестилеток.
Всё это отлично подходит для тех, кто собирается работать с группой детей - в саду или на развивашках. Но только хорошо бы учитывать, что занятия в группе и занятия в формате "мама + ребёнок" или "папа + ребёнок" - это разные вещи.
Какие-то игры опираются на то, что у тебя в группе МНОГО народу (скажем, 8-12 детей), а какие-то игры дети просто вряд ли воспримут, если это домашние занятия.

Когда я рассказываю о том, что у детей может вызывать сложности при изучении математики, то это в равной мере работает и дома, и в группе. А вот игры для дома и для групповых занятий нужны разные.

Есть такая прекрасная книга Венгера "Домашняя школа мышления" (уверена, что ее легко найти в сети),
и она как раз про то, как встраивать всякие полезные игры - словесные, логические, арифметические, геометрические - в ролевые игры с ребёнком.

Основная идея домашних занятий такая:
если ребёнок любит играть в машинки, то мы все наши "развивающие" элементы игры выстраиваем вокруг машинок, если любит зверей и кукол, то мы идём со стороны кукол.
Если ребёнок любит играть в паровозики, можно вокруг этого придумать массу разных занятий: строить поезда и рельсы по схеме или по словесному описанию ("сделай поезд, у которого первый вагон синий, последний красный, и все соседние вагоны разного цвета" или "собери поезд из 5 вагонов, а потом раскрась - какой вагон у тебя какого цвета - на этой схеме")

IMG_4645
Помните, что любая свободная игра с конструкторами и строительными наборами - это тоже математика, развитие пространственного мышления и тп.

Можно строить что-то утилитарное, скажем, гараж для конкретной машинки или мост над рельсами. А можно строить вазу, колодец, башню...
Когда родители тоже сидят на полу вместе с детьми и увлечённо конструируют, то дети куда охотнее играют в конструктор.
IMG_4646
Чем больше детей строит, тем больше они перенимают идеи друг у друга, тем больше экспериментируют...

В группе мы придумываем некий план занятия, готовим материалы (мозаику, кубики, конструктор или что-то ещё), но при этом всё равно в трёх разных группах шестилеток урок с одинаковым планом и одинаковым набором игр и материалов никогда не проходит одинаково. В какой-то группе все увлеклись строительством, жаль было отрывать, и поэтому игру настольную показать не успели. В другой группе начали с настольной игры, поэтому строили не очень долго. В третьей группе дети были перевозбуждены, поэтому строить им было сложно, башенки падали, дети толкали друг друга - пришлось отвлекать их на разные подвижные игры с правилами, и играть в разные "стоп-игры", тренирующие внимание и умение переключаться.
Преподаватель - не робот, ему надо уметь быстро и гибко реагировать на состояние детей.
Устали - значит, пора побегать или поползать. Спрятались под стол двое - отлично, следующую игру мы начнём с того, что "а теперь все быстренько прячутся под столами!"
Если безобразие невозможно предотвратить, его нужно возглавить! - мой любимый тезис.

В домашних занятиях родителям тем более надо быть очень гибкими, и подбирать игры и задания исходя из того, чему мы хотим детей научить.
Нам кажется, что ребёнок плохо пишет цифры, и надо бы потренироваться.
Прописи с цифрами - тоска смертная, любой ребёнок вам это скажет.
Но можно написать ценники для игры в магазин,
а можно нарисовать своё поле для игры-ходилки с фишками и кубиком (и там тоже придётся писать цифры!) А потом в эту ходилку поиграем. И если станет слишком легко, то будем двигать фишку не на то число, которое выпало на одном кубике, а на сумму или разность очков на двух кубиках (вот вам и счёт в пределах дюжины)

Некоторые дети любят играть в школу, и устраивать уроки для кукол (а для этого приходится рисовать свои задания - для мамы, папы, подружки, куклы и мишки)

Можно играть в магазин - покупать понарошку овощи на рынке (лучше всего в качестве монет использовать разные счётные материалы, счётные кубики, бусины и тп - не монеты), покупать игрушечные конфеты и тп
Многим детям, кстати, идея сдачи совсем не очевидна, и они думают, что если у них 10 монет, то они могут купить только то, что стоит ровно 10, а то, что стоит 7 монет - никак...

Есть много прекрасных логических игр (сет, барабашка, котосовы, ёжик-потеряшка), в которые можно играть дома с детьми.
Можно играть в самые разные геометрические задания, с кубиками, мозаикой, счётными палочками.
Для многих детей куда приятнее играть в "обезьянку", то есть повторять ту фигуру, которую сложил взрослый из такого же набора деталей, а потом - меняться ролями. Сперва папа придумывает задание для Саши, потом - Саша для папы.

В устные логические и арифметические игры можно играть в дороге - по пути куда-то, в машине или на ходу.
Математика - это умение действовать по определённым правилам, умение понимать схемы и условные знаки. А эти умения можно развивать, не усаживая детей за парту, не отрывая их от игры, а подключаясь к детской игре на равных.

А какие игры и конструкторы вы используете для домашних занятий?
Какими книжками пользуетесь?
Любят ли ваши дети задания на листочках?
Tags: дети, лекция, математика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments