jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Прописи: воюем или играем? Метод зелёной ручки

С прописными буквами получается удивительная штука: многие родители сами от руки почти не пишут, а если и пишут, то отнюдь не всегда красивым почерком, а школа требует от детей именно этому обучиться в первый год.
Многим детям прописи даются нелегко, и особенно часто возникают проблемы именно с безотрывным письмом. И родители в этот момент вместо того, чтобы помочь ребёнку спокойно и безболезненно освоить этот непростой навык, начинают давить на ребёнка, заставляют его переписывать строчки и целые страницы, и не пытаются придумать никакой альтернативы.

Между тем любые навыки осваивать легче, если мы не воюем с ребёнком, а помогаем ему найти, что у него уже получается, а что вызывает сложности.
Иногда дети пишут некрасиво, потому что у них в голове ещё не сформировался образ буквы, они не очень точно чувствуют её пропорции. В таком случае полезно букву лепить из пластилиновых колбасок - или из песочного теста, и потом есть это печенье. На пластилиновых буквах проще понять, какую мы букву считаем красивой - более высокую или более широкую, круглую или овальную, где нужны острые уголочки, а где - нет.
Очень полезно писать буквы крупно-крупно, не на узких строчках, а на рулоне обоев или крафт-бумаги, на ватмане или на стенке. Можно писать толстой кистью, или мокрой губкой, или углём, или мелом на асфальте. Чем крупнее, тем лучше. И рисовать не только кистью, не пальчиками, а всей рукой.
А можно из букв сделать "матрёшку" - мама рисует огромную букву "А", ребёнок внутри рисует буковку поменьше, потом снова мама - ещё чуть меньше, потом снова ребёнок. А можно от маленькой буквы к большой идти, наоборот.

Можно рисовать не только на бумаге, но и на противне, посыпанном манкой.
Или на подносе с пеной для бритья.
Или палочкой на песке...

Можно из буковок снимать мультики, если нарисовать много-много букв примерно одного размера...
А можно изобретать свои шрифты, и пытаться специально сделать буквы то все более узкие, то все - более круглые.

И во всех прописях, хоть домашних, хоть школьных, не указывайте на ошибки, а выискивайте самые удачные буквы - и обводите именно их зелёными чернилами.
Смотреть на удачные образцы куда полезнее, чем пересматривать свои ошибки!

Если дети боятся ошибок, то купите им для школы стирающиеся ручки, и разрешите везде, где только можно писать ими - или карандашом.

Куда важнее не обводить по пунктиру чужие буквы, а пытаться самому скопировать буковку. Это даёт куда больше - для формирования образа буквы.

Вы можете писать друг другу буквы пальцем на спине - и отгадывать, что это за буква.
А можете нарисовать свои смешные буковки - с глазками, с завитушками, для красоты.
Можно нарочно писать каждую следующую букву другим цветом.

А ещё мы с детьми играли так: берём бомбочку от игры "тик-так-бум", у неё датчик случайных чисел, иногда она долго тикает, минуты полторы, а иногда - через 20-30 секунд говорит "бух"
И пока бомба тикает, пишем строчку с буквой (или цифрой). А как только бомба взорвалась, останавливаемся и считаем, сколько букв кто успел, и какие из них вышли удачными. И хвалим тех, у кого много удачных - играем на красоту, не на скорость.

Если учитель очень строг, и требует много прописей, и ругает за ошибки, то задача родителей - не присоединить свой обвиняющий голос, не заставлять ребёнка писать больше, а попробовать разобраться, в чем самая большая сложность.
Возможно, стоит попробовать писать на более широких линеечках.
Или взять тетрадку в частую косую линейку
А может быть, нужно найти более удобную ручку и мягкий карандаш.

Многие дети очень напрягают руку во время письма, и им полезно расслаблять руку, иначе у некоторых рука аж дрожит от напряжения, и буквы получаются неровные.
Часто дети напрягаются оттого, что боятся ошибиться.
Вдруг получится убедить учителя, что вашему ребёнку пока удобнее писать мягким карандашом - и стирать ошибки и исправлять их.
Подумайте сами, на что сейчас важнее сделать упор - на грамотность, на почерк, на скорость письма?
И в разные дни тренируйте эти навыки отдельно.
Сейчас пишем быстро, а в другой раз - медленно и аккуратно, а сейчас ищем ошибки друг у друга.

В книге Ганькиной "Грамматическая аптечка" были отличные идеи по играм на уроках русского языка.
Можно, например, писать смешные фразы и словосочетания (например, взять книжки-разрезалки типа "бабушка пилит малиновый пирог" - и каждый выписывает самую смешную фразу)
А можно списывать не текст из учебника, а слова любимой песенки.

Можно сочинять общими усилиями смешную сказку или историю,
а можно играть в дорисовки - и подписывать, что вы нарисовали.
PA180299

Можно играть в школу и меняться ролями: одну смешную историю или фразу вы диктуете ребёнку, а другую фразу он диктует вам. Можете для убедительности взять карандаш не в вашу ведущую руку (правшам - в левую, левшам - в правую), или зажать карандаш пальцами ноги - и так писать диктант. Вы сможете в какой-то мере ощутить, как сложно первоклашкам, и как они устают. Хотя вы-то образ буквы в голове уже имеете, и вам не надо в этот момент думать, какую букву писать дальше.

Ваша задача - помочь ребёнку справиться, научиться, поддержать его, научить его разбивать сложную задачу на более простые.
Tags: прописи, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments