jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

  • Music:

мои студии для малышей

моя работа заключается в том, что я веду студии для полторашек,
а точнее, для мам, с малышами от полутора лет и до трех.

Студия "Хоровод"
для мам с малышами от полутора до трех лет
подробности на сайте
http://janemouse.ru/about/studiya-horovod/

Занятия в Группе "Хоровод" можно – весьма условно – разбить на несколько блоков.

Первый блок – пальчиковые игры («Доброе утро, ручки», «водичка, водичка, умой мое личико», «вьюшки», «Замок» и несколько новых пальчиковых игр).
Затем – хороводы («Именины», «Три веселых братца», «Пошел король по лесу» и др).
Потом – игра «Дует ветер», сбегание-разбегание
Блок ритмических игр- стучалок («тихий дождик» и др)
Жестовые подражательные игры («есть у нас капуста», «поедем, моя милая, в деревню жить)
Развивающие игры, например «волшебный мешочек»
Если есть возможность, проводим игры на развитие общей моторики и координации движений – ползаем, проползаем, устраиваем Полосу Препятствий.
Творческое занятие посильное малышам этого возраста (то, что называется, «в зоне ближайшего развития») – лепка, аппликация, рисование. Мы используем в работе гуашь, соленое тесто, цветную бумагу и картон, разнообразный природный материал.
Завершает занятие Кукольная сказка в интерьере
Ритуал прощания: прощальный хоровод и игра «тучи»

Некоторые дети настолько сильно стесняются, что на первом занятии даже отказываются заходить в класс. Мы никого насильно не тащим, просто оставляем дверь открытой, чтобы ребенок мог посмотреть на наши занятия, и набраться смелости, чтобы присоединиться к нам. Дети в полтора-два года уже очень интересуются ровесниками, и хотят с ними играть, поэтому в норме их не нужно долго упрашивать войти в зал. Другое дело, что играть вместе дети в этом возрасте умеют редко, и этому нужно специально учить. Дети быстро перенимают друг у дружки любые идеи, они за компанию играют пальчиками, водят хороводы, рисуют. А еще им нравится вместе бегать, вместе топать, вместе кричать – и это тоже неплохо!
Некоторые малыши, увидев столько мам и детей в незнакомом месте, думают, что их привели в поликлинику – и поэтому боятся. Но присмотревшись, они видят, что опасности нет, и постепенно привыкают. У одних детей уходит на привыкание 5 минут, у других – 5 занятий, но все же прогресс виден по каждому из детей.
Дети в этом возрасте гораздо лучше учатся, если рядом есть мама, и именно поэтому наиболее желательным вариантом является именно тот, когда на занятия ребенка водит мама. Если с ребенком приходит бабушка, то это тоже, в принципе, неплохо, но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Бабушкам в силу возраста и проблем со здоровьем может быть трудно наклоняться, водить хороводы, сидеть на полу, - и малышу будет сложнее: все сидят вместе с мамами, а он – один. Кроме того, бабушки еще больше, чем мамы, переживают за достижения своих малышей. Бабушки считают, что их ребенок должен быть всегда и во всем самым-самым, и поэтому бабушка готова все делать сама, вместо ребенка – лишь бы результат получился красивым. Если я спрашиваю у детей, как собачки говорят, то мамы иногда еще могут дождаться ответа от детей, а бабушки начинают немедленно шептать ребенку на ушко подсказку – им хочется, чтоб именно их малыш ответил первым!

В каждой группе находится 2-3 человека, которые сходу выполняют все задания, играют в пальчиковые игры, сразу идут в хоровод, всем спокойно дают ручку. Гордые мамы и бабушки считают, что их ребенок – самый воспитанный и развитый. Но на самом деле судить о детях по первым занятиям совершенно бесполезно. Все дети разные, и наши занятия наиболее актуальны как раз слишком тихим и слишком активным детям.
Есть дети, которые так стесняются, что сидят, вцепившись в маму, и отказываются слезать с ее коленок. Они не идут в хоровод, потому что боятся дать руку кому-либо чужому. Они утыкаются в маму, прячутся за ее спину, сами не играют, и нередко не дают своей маме повторять движения пальчиковых игр. Иногда процесс привыкания и вливания в группу проходит постепенно, иногда – скачком. Очень часто стеснительные дети потом повторяют все игры дома - в более спокойной обстановке. И это тоже хорошо! Малыш не зря побывал на занятиях - он научился новым играм, он посмотрел, как взаимодействуют другие дети. Придет время - и он сам тоже включится в общие игры!
А есть дети, которые наоборот, носятся, и не способны даже пять минут посидеть спокойно, поэтому пальчиковые игры поначалу их не интересуют. И те, и другие просто осваиваются в новой обстановке и постепенно адаптируются к занятиям. Стеснительные дети постепенно начинают включаться в наши игры, и шустрики тоже начинают вместе с нами на бегу топать или хлопать. И это – хорошо!

Наши занятия не похожи на школьные и не строятся по авторитарному признаку, мы не диктуем, мы привлекаем детей к игре. Мы не заставляем детей, и не делаем вместо них – мы ждем, пока малыш дозреет до того, чтобы сам мог принять участие в наших играх.
Если ребенок очень сильно шумит, мы можем попросить его и маму выйти ненадолго в коридор, там успокоиться, и снова к нам присоединиться. Это не наказание, просто некоторым детям нужны такие «передышки». В любом случае, вопрос о том, не рано ли малышу ходить на занятия, решают не во время занятий, а после – в индивидуальном порядке.
Наши занятия в большой мере ориентированы на создание теплой дружеской атмосферы в группе, поэтому старайтесь вести себя с другими детьми и их родителями корректно и доброжелательно. Даже если ваша тихая девочка с первого раза включилась в занятия, не стоит осуждать мальчика, который бегает и шумит. Да, он отвлекает других детей, но ему тоже интересно с нами заниматься!
В школе у вашей тихой девочки вполне может оказаться такой сосед по парте, который будет вертеться, отвлекаться сам, и отвлекать других. Если ребенок научится САМ сосредотачиваться на занятиях, это просто замечательно!

Во время творческого занятия тактично помогайте ребенку, но не стоит выполнять всю работу вместо него. Обычно, увы, этим грешат няни и бабушки – они стараются, чтобы их ребенок был обязательно лучше всех, их картинка – самая красивая. Поэтому порой можно увидеть, как бабушка сама рисует, клеит и лепит, отодвигая ребенка: «Ты все криво сделал! Дай-ка я сама!»
Ребенку во время творческого занятия важен процесс, а взрослым – результат. Они смотрят по сторонам и сравнивают: «Смотри, вон Машенька уже три листика закрасила, а ты?!» Не сравнивайте и не торопите ребенка. Если вы хотите ему помочь, или научить его, то не отбирайте у него кисточку и краски! Лучше возьмите две кисточки – одну маме, вторую – ребенку, и красьте вместе.
Если ребенок рисует, закрашивает красками, то полезно сопровождать его движения такими словами как «топ-топ кисточкой» или «погладь кисточкой», но не стоит говорить «каля-маля», потому что это слово несет пренебрежительный оттенок.
Когда вы даете ребенку гуашь, не стоит открывать сразу все баночки с краской. Возьмите одну или две баночки, и в каждую краску – по 1-2 кисточки из щетины. Тогда малыш не перепачкает и не перемешает все цвета, и сможет спокойно порисовать. Лучше заранее развести гуашь до нужной консистенции, и воду поначалу не давать вообще. Ребенок рисует, потом краска кончается – и мама дает ему другую кисточку, с уже набранной краской, и меняется. Это гораздо удобнее поначалу, чем мыть кисточки. К тому же, многие дети настолько любят игры с водой, что тут же начинают переливать эту воду, смешивать ее с чаем, добавлять в баночки с краской, или просто макать кисть то в краску, то в воду. Красить водичку, конечно, тоже неплохо, но не вместо рисования.
Если после рисования у вас осталась цветная водичка, вы можете заморозить ее в морозилке, и потом выкладывать цветные ледышки на снегу.
Дети в полтора-два года редко рисуют что-то осмысленное красками, и им нужна подсказка и помощь. Именно в этом возрасте очень хорошо идет работа с вырезанными шаблонами. Мама заранее из плотной бумаги вырезает фигурки размером с ладонь или чуть больше, и кладет их на газетный лист (чтоб белая фигурка была хорошо заметна), а ребенок старается закрасить. Детям гораздо интереснее закрашивать вырезанные листики, домики, машинки, (это могут быть и рыбки, и птички – как угодно маме), чем просто закрашивать белый лист бумаги.
Работа с пластилином и цветным соленым тестом может быть тоже построена на основе картонного шаблона. Можно прилеплять картонной рыбке чешуйки, а птичке – перышки – и ребенок научится отрывать от брикета пластилина маленькие кусочки и прилеплять их на нужное место.
Когда мы занимаемся аппликацией с самыми маленькими, то лучше весь лист залить клеем, и на него ронять то, что должно быть приклеено. А можно капать на основу каплю клея, и на нее класть вырезанные фигурки. Мазать саму фигурку детям еще не под силу, так что упростите им задачу! Для аппликаций с самыми маленькими лучше всего подходит двусторонняя цветная бумага.
Рисовать акварелью детям в 1.5-2 года рановато, потому что в стандартных наборчиках акварели все ячейки с красками расположены очень близко, и малышу трудно не задевать кисточкой соседние ячейки. В итоге все цвета смешиваются в один грязно-бурый, и картинка получается некрасивая, - а дети, даже самые маленькие, очень хорошо чувствуют красоту.
Очень важно, что результат нашего совместного творчества будет оценен всеми членами семьи. Принесите свои картинки и поделки домой, поставьте их на видном месте, и всем показывайте, что наш Сашенька сам нарисовал! Если ребенок пару раз увидит, как мама спокойно сминает его картинки и выбрасывает их в ведро вместе с грязной газетой, то он перестанет проявлять интерес к рисованию.

Когда ведущий задает детям вопросы и загадки, спрашивает, как говорит собачка, и тд, некоторые мамы торопятся сказать ребенку ответ, или даже мамы сами скорее отвечают на вопрос. Милые мамы! Я не сомневаюсь, что вы знаете, как говорят собачки! Мне хочется, чтобы дети в игре начали отвечать на мои вопросы, поэтому не торопитесь им подсказывать!
На наших занятиях мамы тоже учатся! Во время пальчиковых игр задача мамы – заинтересовать ребенка и помочь ему. Если мама сама сидит со скучающим видом, и ждет, когда же это кончится, то и ребенок вряд ли проявит энтузиазм. В хоровод дети идут вместе с мамами, и им очень нравится, если мама потом играет в эти же игры дома или на прогулке во дворе. А значит, маме хорошо бы выучить слова и движения нескольких пальчиковых и хороводных игр!
Когда мы занимаемся творчеством, задача мамы – донести до своего ребенка суть задания и помочь ему все правильно выполнить. Еще раз подчеркиваю – помочь, а не сделать вместо ребенка!

Наши занятия всегда начинаются с одних и тех же пальчиковых и жестовых игр. Дети в возрасте до 3 лет очень любят повторы и ритуалы. Им нравится слушать по много раз одни и те же сказки, петь одни и те же песенки. Именно поэтому первый блок игр остается неизменным весь год – это ритуал, и за его соблюдением дети всегда следят.
Некоторые игры и хороводы мы повторяем по 2-3 раза, иногда даже больше, чтобы дети их лучше запомнили и слова, и движения. В «именины», к примеру, дети готовы играть до бесконечности, но самые маленькие отказываются идти в середину круга, и выбирать – им нравится ходить в хороводе вместе со всеми.
Первый блок игр можно условно назвать «приветствие»
Ведущий зажигает свечку, звонит в колокольчик, и приглашает всех сесть. Дети садятся к мамам на коленки.

Первая игра – знакомство с частями тела. Пока дети совсем маленькие, мамы могут им немного помогать, двигать их ручками, или подсказывать, но постепенно все дети начинают выполнять движения самостоятельно, и им это очень нравится.
Доброе утро, ручки,
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
Доброе утро, щечки,
Доброе утро, ушки,
Доброе утро, животик,
Доброе утро, спинка,
Доброе утро, плечики,
Доброе утро, пальчики!
Пальчики проснулись
и потянулись, потянулись!

Мы используем во время занятий многие известные песенки и потешки, например, такую:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

Сцепить пальцы в замок не так-то просто, если тебе полтора-два года! Но эта игра детям очень нравится, и они с удовольствием играют в нее, и не раз.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!

Это тоже ритмическая жестовая игра на различение частей тела. Детям нравится хлопать в ладоши, и нравится, когда их щекочут – «кусают комарики».
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!

Некоторые дети не играют в пальчиковые игры на занятиях, но потом вспоминают все те же игры дома – начинают изображать «вьюшки» и «замок», загибают пальчики – это нормально. Когда вокруг много незнакомых людей, больших и маленьких, дети стесняются, и им некогда пальчиками поиграть, но они все запоминают! Даже те дети, которые бегают и носятся во время пальчиковых игр, тоже каким-то образом ухитряются запоминать наши игры, и дома нередко показывают маме и движения, и даже слова!
А эта игра учит различать и выделять каждый пальчик. Тексты у этих игр очень простые, движения несложные, и дети быстро их выучивают.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Новые пальчиковые игры мы добавляем понемногу, по 2-3 игры, не больше, и потом играем в эти игры на нескольких занятиях. Как правило, пальчиковые и жестовые игры подбираются в соответствии с общей тематикой занятия, и привязаны к календарному циклу занятий. Осенью мы играем в урожай, листопад, дождик, потом включаем цикл игр про ежика и про зайчика. Зимой наши игры связаны со снегом и новогодним праздником, весной играем в птичек, и тд.

Когда дети устали сидеть, мы переходим к хороводам. Поначалу некоторые дети боятся идти в хоровод, и готовы дать руку только своей маме, и больше никому. Некоторые дети соглашаются дать руку другому малышу, но побаиваются чужих мам. Для таких детей особенно важно, чтобы вы начали играть в хороводы и дома, и на прогулке. Если ребенок растет в спокойной обстановке и доверяет миру, то он спокойно идет в хоровод.
Хороводные игры бывают разные, и мы начинаем с самого простого – движение по кругу. Потом добавляем игры с ускорением и замедлением, сбеганием к центру, повтором движений.

Три веселых братца гуляли по двору.
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп.
Топотали ножками топ-топ-топ.

Для детей полутора-двух лет очень важно научиться координировать свои действия с какими-то внешними обстоятельствами. В данном случае дети учатся выполнять нужные движения в соответствии с текстом игры.
Очень часто можно наблюдать такую картину: пока все кивают, малыш стоит и смотрит, а когда начинают изображать пальчиками ножницы, он начинает кивать. Действие запаздывает по отношению к тексту – малышу потребовалось много времени на то, чтобы соотнести движения других детей и текст, и сообразить, что нужно сделать. Все уже давно топают, а он еще только начинает хлопать. Это нормально, не торопите ребенка – если повторить игру несколько раз подряд, он успеет сориентироваться, и будет выполнять движения вовремя.

После хороводов дети и мамы рассаживаются по кругу, и мы играем в дождик.
Тихие дети не умеют громко стучать, у них мягкие вялые ладошки, и им трудно громко хлопать, или громко стучать по полу. Зато активным малышам эта игра обычно очень нравится. Игра в дождик тоже учит вовремя переключаться, различать движения пальчиками и ладошкой, выделять один пальчик.
Тихий, тихий, тихий дождик.
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Сильней, сильней, сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Сильный-сильный-сильный ливень!
Гром! Гром! Гром!
В небе молния блестит!

Игра «Волшебный мешочек» очень полезна для малышей. Вы запросто можете поиграть с ребенком и дома. Возьмите непрозрачный мешочек из ткани, и положите туда всего по паре: два яблока, две луковицы, два лимона, две картофелины и две морковки. Сначала малыш просто засовывает руку в мешочек и не подглядывая, на ощупь, вынимает овощи, а вы ему называете, что это. Потом вы просите: «найди мне морковку!» или «достань мне два лимона!» Если ребенок уже умеет говорить, то просите его, не вынимая руку из мешочка, на ощупь определить, что он поймал. Потом вынимаете – и проверяете, угадал или нет. Можно, вынув одно яблоко, попросить найти ему пару, найти в мешочке такое же.
Разумеется, можно складывать в мешочек не только овощи. Малышам понравится, если там будут две маленькие машинки, два кубика, два мячика, две маленьких мягких игрушки, два грецких ореха или каштана, и две чайные ложечки, - или что-то другое, на ваш выбор.

Творческое занятие – очень важная часть наших встреч.
И самая важная роль здесь именно у мамы. Если во время хороводов и пальчиковых игр дети практически все задания могут сделать сами, то во время лепки и рисования детям очень нужна доброжелательная и своевременная помощь родителей.
Иногда родители впадают в крайности: одни требуют, чтобы ребенок все выполнял сам, другие, наоборот, отнимают у малыша кисточку и делают все сами – аккуратненько. Разумеется, как и в других областях, истина лежит где-то посередине.

Кукольная сказка завершает наше занятие. В это время дети должны тихо сидеть на коленках у родителей, «иначе сказка не придет». Перед показом сказки ведущий зажигает свечку, а когда сказка заканчивается, дети сами подходят и задувают огонек.

Прощальный хоровод не менее важен, чем ритуал встречи. Мы все встаем в круг, и называя всех, прощаемся с каждым из малышей, с мамами, бабушками и тетей Женей.

занятия я веду раз в неделю, час или полтора.
сейчас есть группы на Теплом Стане по средам.

-------
UPD - Зелёную дверцу, увы, закрыли :((

Кроме подобных занятий, которые сейчас можно найти во многих районах Москвы, очень рекомендую Москвичам с детьми до 4 лет сходить в игровой центр «Зеленая Дверца»
Москва, Подсосенский пер 26,
м Курская, с 12 до 18 в будни, игровая комната для мам с детьми от 0 до 4 лет,

Я считаю, что для детей полутора-двух это идеальное место, где можно познакомить ребенка с внешними ограничениями и правилами, которые придумывает не мама, а кто-то другой!
Кроме приучения к внешним ограничениям, в "Дверце" дети могут просто поиграть с ровесниками в спокойной атмосфере, посмотреть на младенцев, изучить великое множество разнообразнейших игрушек, покататься на машинках, спрятаться в домик, поиграть в фонтанчике...
Tags: двухлетки, дети, игры, подвижные игры, студия, хороводы
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 170 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →