• Music:

тропа наугад и на ощупь

мы в эти выходные отдыхали весьма экзотическим образом - с вечера пятницы до вечера воскресенья почти без перерывов ходили с рюкзаками по лесам и болотам, и искали отмеченные на карте точки в лесу, где висят маленькие железные компостеры.
мы ходили вдвоём с _olga, и получили массу положительных эмоций, хотя прошли только до промежуточного финиша, и не взяли последнюю карту, а вместо этого уехали в Москву.
погода была роскошная, солнечная, а места - очень живописные.
гуляли мы под Шатурой, от пл 95 км и вдаль через болота, по верховьям речки Поля.
спортивных задач мы перед собой не ставили, и вернулись весьма довольные, благодарные организаторам и бодрые весьма. вот только связки на обратном пути закапризничали, и ноги ещё пару дней явно будут приходить в себя от такой нагрузки...
мы стартовали на электричке 18.25 с вокзала - на одной из ранних, но народу на ней всё равно было полно. все полки были заполнены рюкзаками ММБ-шников, и народа спортивного вида было в каждом вагоне - куда больше, чем обычных мирных жителей.
по виду и снаряжению можно довольно точно угадать, кто какой стиль хождения собирается использовать. вот пешеходники вроде нас - с большими рюкзаками, с тёплыми спальниками и палатками, с горелками и запасом еды. Эти наверняка собираются спать в обе ночи, и, как и мы, вряд ли дойдут до финиша.
а вот бегуны-спортсмены в костюмах "в облипочку", с городскими рюкзаками и самым минимумом необходимого снаряжения - они бегут без остановок со старта и до пром-финиша, и только там ложатся отдыхать.

От платформы в лес течёт непрерывная река фонариков, все такие бодрые и доброжелательные... Перед нами идёт мама с ребёнком лет четырёх-пяти, не больше. Ребёнок топает спокойно, без нытья. На старте выдают карты и карточки с улыбками и шутками, народ переодевается, пьёт чай, греется у костров... Поблизости пищат двое грудных младенцев - тоже участники соревнования! Мы тоже берём свои карты, здороваемся со знакомыми - и топаем на спец-этап.

для начала нам надо преодолеть речку Вольная. Мы подходим в темноте к заболоченному берегу, и слышим от другой команды совет: "Попробуйте переправиться правее, а то тут остров!"
Мы поверили, прошли вдоль речки метров 100, потом перебрались вслед за какой-то командой по бревну при помощи шестов.
mmb_08

на другой стороне мы слегка потормозили, потом пошли вперёд - и снова уткнулись в воду! Прошли вправо - и там река! Неужели мы попали-таки на остров. Мы тупили изрядно, и готовы были уже переправиться ещё раз, и даже почти переобулись в неопрен, когда к другому берегу с громкими воплями подошла какая-то команда.
-Вы переходили речку? - поинтересовались мы.
-ДА!!! Уже раза четыре!!
Чётность навела меня на мысль, что переходить речку во второй раз нам всё-таки не надо - мы снова надели ботинки, и нашли выход из петли, в которой оказались.

Впрочем, темнота и вечер пятницы - не то время, когда я хорошо соображаю, поэтому мы очень долго не могли приноровиться к масштабу первой карты - космоснимка с первыми 10 КП.
Мы хотели выйти на точку С, но нашли какой-то другой столбик, а потом забурились в глубокие болота, и вовсе перестали понимать, где мы находимся. Там были поляны и сухие бугорки с соснами и можжевеловыми кустами, были заросли лисичек (знаете, как смешно найти грибы, когда ты совершенно не понимаешь, где ты, и только что вылез из болота?), там были совершенно непролазные заросли кустов, были мелькающие вдали фонарики - а мы всё ходили и ходили, пытаясь понять, где же мы находимся.
В итоге мы выскочили на какую-то дорогу, и пошли по ней, пытаясь понять по ней и по расположению полян наше местоположение. Вышли к яркому костру, и свернули туда - передохнуть и обогреться. Сидящие у костра нам довольно подробно объяснили, где мы находимся, и рассказали, что мы уже вышли за карту гугло-снимка, а до ближайших КП 3 и 8 совсем близко.
Мы глотнули чаю, взбодрились, и предприняли новую попытку. Снова сбились, и снова спросили у какой-то группы, где мы. Привязались, и сами нашли КП 8 и КП 3. Встретили ГГалку и Аньку, а на КП 8 столкнулись с Мишкой. Пожаловались, что тупили 3 часа, и ни одного КП так и не нашли.
-Да они ж совсем рядом все - от одного КП до другого не больше 5 минут!
Мы взбодрились и пошли по болотам обходить КП - и действительно взяли все их за 1 час 20 минут - сперва 8 и 3, потом 2, 7, 12, 13, 10, 9, 5. Все они стояли в достаточно заболоченном месте, и тропы, натоптанные лосями, были примерно по щиколотку, а кое-где и по колено в грязи. Впрочем, нас это уже не смущало совершенно. От 5 КП мы пошли на 11, а пришли случайно на 6, и минут 5 соображали, где ж это мы. Потом взяли 11, и через полчаса снова вышли к тому же самому костру.
Погрелись, перекусили, поставили палаточку, и в 4.15 легли спать.
Будильник поставили на 10, из палатки вылезли в 10.30, поели и в 11.15 стартовали дальше. Ночью были заморозки, но мы не замёрзли, а идти днём было так жарко, что мы вскоре оставили под ветровками только футболки...

вскоре вышли к деревне, видели колодец-журавль

пока шли по полю, я только успевала восхищаться, до чего красиво бывает в лесу в конце октября!
берёзки жёлтые не полностью, а только на макушках, как будто они в косыночках,
трава всех оттенков, от ржаво-коричневого, до светло-светло-зелёного, сосны такие свежие...

А вот и 21 КП - на столбике в углу старой вырубки...
Мы вышли туда без особых проблем, а вот ночью, боюсь, нам было б не так легко его найти.

Прошли по краю вырубки

Встали на широкую дорогу, и пошли по ней.
на одной из развилок видели отличное пугало

а вот так выглядит эта же прекрасная дорога ещё метров через 100!
Прямо, как у Визбора:
"Дорога уходит в открытое море..."
Встретили группу, которая тут вчера ночью запуталась в дорогах, и встала на ночёвку.
Мы же нашли обход большой лужи, пролезли по кустам, и топаем дальше.
Ноги всё равно мокрые, но всё не так страшно - на ходу ноги отлично согреваются, и лужи нас совершено не пугают.

иногда - для разнообразия - дорога бывала даже такая:

но чаще всего нам приходилось перешагивать поваленные брёвна каждые 5-10 шагов,
а иногда - и каждые 3 шага.
сколько брёвен мы перелезли и перешагнули за эти три дня - даже боюсь считать. наверняка больше тысячи...
сухие участки дорги попадались не часто, зато таких было в изобилии:

Мы свернули на просеку и вскоре пришли на нужную вырубку.
Заглянули под корч и обнаружили вместо компостера записку о том, где на самом деле надо искать КП 22. Ну что ж, пойдём искать на заболоченной полянке возле озера.

Любопытно наблюдать, как меняются выражения лиц у участников, когда они шарят в поисках компостера, и обнаруживают вместо этого информацию о пошаговом КП :)

прошли краем вырубки, вышли на нужную дорогу, бросили рюкзаки и налегке пошли брать КП. Почти вышли на нужную полянку, но потом отвлеклись на какие-то группы, что искали полянку вдоль всего берега, и потратили минут 20 зря.

Всё же взяли КП, и пошли обходить озеро по дальнему краю, чтоб не лазить зря в болото.
Погода была солнечная, и мы любовались отражением желтых лесов и синего неба в озере - красота!

вышли в светлый сосновый лес, снова встретили ГГалку, Ваську и Аньку, и пошли дальше.
на подходе к КП 23 встретили Витю, и вместе с ним плутанули, потеряв просеку по пути к следующему КП.
вышли на вырубку, освещенную лучами закатного солнца

а потом видели на палке у дороги висящий чайник
подумали, что это типа дорожного знака - для нас :)

Витя пошёл от КП 24 по азимуту, а мы - через Василенцево
пересекли поле, и вышли к шикарной бобровой плотине на краю поля.
такое мощное сооружение!
человек 500 по ней прошло до нас - а плотина стоит как новенькая!

пока шли по полю, поднялся туман, а за лесом меняло цвет небо.
очень красиво!

вошли на поосеку мы ещё без фонариков, но пока шли, стемнело окончательно, и шли мы уже очень долго - просека была завалена поваленными деревьями, и угадывалась только по верхушкам деревьев.
дошли в конце концов до поперечной просеки - и довольно долго не могли найти столбик. устали и загрустили. потом слопали несколько кусочков сахара, взбодрились, и дотопали до дороги, по ней почти дошли до грейдера - и обнаружили широченную водную преграду.
преодолели её по бревну, и вышли на грейдер!
зашагали веселее - и через некоторое время пришли на смену карт - было это между 20 и 21.
Попили у костра судейский чай и даже поели. После этого у нас даже был энтузиазм дойти ночью до пром-финиша, но благоразумие победило.
Внимательно изучив карту мы поняли, что найти КП в темноте мы, наверное, сможем, а вот сам пром-финиш читается как-то неочевидно, и там-то мы и заблудимся с большой вероятностью - если н ляжем от усталости раньше.
и мы легли спать на смене карт.

продолжение следует
Tags: лес, ммб, походы, фотки