jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Может, проще всё-таки заставить вызубрить?

Сегодня одна мама меня спрашивала,
почему у них учительница во втором классе не велит с детьми зубрить таблицу умножения,
и зачем нужно решать примеры типа 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = ?
Мне кажется, что это очень важный момент, который упускают из виду не только многие родители,
но и некоторые учителя.
Информация, которую ты вызубрил, она чужая, внешняя, пришедшая не из жизненного опыта.
Таблицу умножения многие учат как стихи.
Но с точки зрения стихов примерно всё равно, чему равно "шесть ю шесть" - двадцать шесть или тридцать шесть. Лишь бы рифмовалось.
И семь ю восемь - почему бы не молго быть тридцать восемь?
Вот если поиграть, что можно идти в игре-ходилке, наступая не на каждый кружок, а через один или через два, если время от времени считать двойками и тройками, пятёрками и десятками, то таблица умножения на 2 и на 3 сама скоро запомнится.

Школьное образование, увы, во многих областях занимается тем, что заставляет выучивать наизусть ответы на те вопросы, которые дети не задавали.
В итоге дети, которые честно выучили таблицу умножения наизусть, зачастую понятия не имеют, как вычислить, сколько будет 12 * 12, особенно, если не разрешили умножать, а можно только прибавлять.
И даже сообразить, сколько будет 12 раз по 10 - многим детям не очень легко, "мы этого не учииили!"
UPD
Я не утверждаю, что таблицу умножения не надо учить вообще,
но очень часто, к сожалению, её учат вместо того, чтоб понять, как она получается из сложения.
И это - неправильно и преждевременно.
Важно сперва понять, что 6 * 7 = 6 * 5 + 6 * 2, или 7 * 5 + 7,
а потом уже ответы заучивать.

Почему так получается?
Потому что очень часто школьные знания и навыки оказываются очень сильно оторваны от интересов и радостей ребёнка. Школа - отдельно, жизнь - отдельно.
В школе понять, что 5 * 9 никак не может получиться 65 - сложно.
А в магазине понять, хватит ли 50 рублей на 5 конфет по 9 р каждая - запросто.
Каждая стоит меньше 10 р, значит, хватит.

Чем сильнее мы настаиваем, чем сильнее стараемся "натаскать" и "заставить выучить наизусть", тем сильнее школьные знания уходят в отдельную область, далёкую от жизни.

-Уууу, математика - это так скучно! - говорят дети, глядя на ненавистные им бесконечные столбики с тысячами однотипных примеров. Эти примеры не вырабатывают навык быстрого счёта, но вырабатывают стойкое отвращение к предмету в целом.

А потом те же самые дети живо и охотно считают, если это включено в какую-то интересную деятельность,
если это подсчёт очков в игре,
или если в итоге это поможет им разгадать шифр.

Мы сегодня с детьми на кружке играли - разгадывали слова, зашифрованные при помощи сетки с координатами.
(3, 6) - третий подъезд, шестой этаж. Ага, там буква К.
(5, 2) - пятый подъезд, второй этаж. Буква О.
(6, 3) - шестой подъезд, третий этаж, Т.
Я понял, КОТ!

А потом мы так зашифровывали и расшифровывали целые фразы и даже скороговорку!
Все поняли, и первоклашки, и третий класс, и так им понравилось, что уходить не хотели,
просили ещё так поиграть.
А можно было эту же тему рассказать скучно и буднично, и дети бы сидели, и в тоске ждали конца урока. А уж если сказать: "Пока всё не решишь, никаких игр" - точно дети поймут, что уроки - это наказание...
Tags: кружок, математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →