Они играют и наслаждаются процессом, а в процессе игры ухитряются чему-то научиться, что-то новое узнать.
Но сам процесс для них зачастую куда более ценен, чем результат.
Аналогично с красками, с пластилином.
Лет до трёх, а то и дольше дети не столько рисуют, сколько исследуют материал.
Нередко в итоге все оттенки пластилина оказываются смешаны в один серо-буро-малиновый ком,
а все картинки равномерно замазаны сверху чёрным. И это тоже часть исследования.
Ребёнок вполне может нарисовать сперва домик или человечка, потом нарисует рядом машину, а когда будет рисовать дорогу, и весь путь, который проехала эта машина, то успеет почти весь лист закрасить, и от первоначальной машины и человечка ничего не уцелеет.
Они могут нарисовать что-то узнаваемое, и если в какой-то момент забрать у них лист бумаги и дать новый взамен, они продолжат игру-рисунок на новом листе.
А если не забрать, то всё замажут.
При этом даже школьники зачастую с огромным удовольствием играют ради процесса: мнут куски солёного теста, ищут сокровища в мешке с рисом, переливают воду, строят замки на песке, зная, что скоро их смоет волной.
Взрослые часто не видят смысла в играх и занятиях ради процесса.
Им хочется, если уж мы взялись за краски, получить в итоге картинку - повесить на стенку или подарить бабушке.
А если мы лепим, то чтоб в итоге получилось что-то узнаваемое или полезное.
Взрослые, наверное, тем и отличаются, что им нужен результат.
Интересно, в каком возрасте это начинается, и появляется ли это стремление к результату само - или под воздействием взрослых?
Мне кажется, что бывают и взрослые люди, более ориентированные на процесс, чем на результат.
А ещё я поймала себя на мысли, что я ощущаю себя счастливой именно в процессе,
а не тогда, когда я чего-то конкретного достигла.
И все мои самые счастливые воспоминания из детства такие же - они про какие-то приятные процессы, не про результаты и достижения.
Бегать босиком по мокрой глине просто приятно,
равно как и ходить по тёплому песку босиком.
Строить замок на песке, капать мокрым песком - это процесс,
а результат не столь интересен.
Играть с детьми - тем более процесс.
А вы можете для себя сформулировать, в какой мере вы ориентируетесь на процесс, а в какой - на результат?
А ваши дети стремятся к каким-то результатам?
С какого возраста?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →