jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Ради процесса или ради результата?

Маленькие дети играют и познают мир, но не ставят перед собой конкретных целей: постичь свойства сыпучих веществ, изучить особенности мокрого и сухого песка - они просто играют, делают куличики в песочнице, пекут пирожки и разрушают их, копают ямы и тоннели, стараются докопаться до воды на берегу речки или моря.
Они играют и наслаждаются процессом, а в процессе игры ухитряются чему-то научиться, что-то новое узнать.
Но сам процесс для них зачастую куда более ценен, чем результат.

Аналогично с красками, с пластилином.
Лет до трёх, а то и дольше дети не столько рисуют, сколько исследуют материал.
Нередко в итоге все оттенки пластилина оказываются смешаны в один серо-буро-малиновый ком,
а все картинки равномерно замазаны сверху чёрным. И это тоже часть исследования.
Ребёнок вполне может нарисовать сперва домик или человечка, потом нарисует рядом машину, а когда будет рисовать дорогу, и весь путь, который проехала эта машина, то успеет почти весь лист закрасить, и от первоначальной машины и человечка ничего не уцелеет.
Они могут нарисовать что-то узнаваемое, и если в какой-то момент забрать у них лист бумаги и дать новый взамен, они продолжат игру-рисунок на новом листе.
А если не забрать, то всё замажут.
При этом даже школьники зачастую с огромным удовольствием играют ради процесса: мнут куски солёного теста, ищут сокровища в мешке с рисом, переливают воду, строят замки на песке, зная, что скоро их смоет волной.

Взрослые часто не видят смысла в играх и занятиях ради процесса.
Им хочется, если уж мы взялись за краски, получить в итоге картинку - повесить на стенку или подарить бабушке.
А если мы лепим, то чтоб в итоге получилось что-то узнаваемое или полезное.
Взрослые, наверное, тем и отличаются, что им нужен результат.

Интересно, в каком возрасте это начинается, и появляется ли это стремление к результату само - или под воздействием взрослых?
Мне кажется, что бывают и взрослые люди, более ориентированные на процесс, чем на результат.

А ещё я поймала себя на мысли, что я ощущаю себя счастливой именно в процессе,
а не тогда, когда я чего-то конкретного достигла.
И все мои самые счастливые воспоминания из детства такие же - они про какие-то приятные процессы, не про результаты и достижения.
Бегать босиком по мокрой глине просто приятно,
равно как и ходить по тёплому песку босиком.
Строить замок на песке, капать мокрым песком - это процесс,
а результат не столь интересен.
Играть с детьми - тем более процесс.

А вы можете для себя сформулировать, в какой мере вы ориентируетесь на процесс, а в какой - на результат?
А ваши дети стремятся к каким-то результатам?
С какого возраста?
Tags: дети, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →