jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Заставлять или не заставлять? Если всё время играть, то он не научится учиться - или научится?

В России - как мне кажется - принято намного сильнее давить на детей в вопросах образования,
причём речь идёт не только про школу, но и про музыку и рисование, к примеру.
Мало кто из родителей, отводя ребёнка в музыкальную школу, мечтает о том, чтобы ребёнок стал профессиональным музыкантом,
но при этом многие родители считают нормой, что обучение музыке у их ребёнка будет ассоциироваться с давлением и постоянными сравнениями, отметками и тп.
Наверное, мне постоянно не везёт в этом вопросе, но я вижу в России мало детей, которые учатся музыке с радостью,
зато вижу часто детей, которых заставляют.
В то же самое время в Германии я всё время вижу детей, которые много и охотно по собственной воле музицируют. Играют на флейте, поют, садятся за пианино.
Сами - для себя.
И с удовольствием тренируются!
В Америке и в Австралии - тоже я всё время вижу детей, которые сами, по своей воле, садятся - и играют порой весьма сложные мелодии, просто так, для себя.
Наверное, они тренируются меньше, чем надо для профессиональных музыкантов, но они ведь и не собираются ими становиться - они играют для удовольствия, и это видно. И слушать приятно.
Но что говорят их родители в это время: они страдают, что детей мало заставляют!

В школе, в музыке ли - дети играют в музыку,
в математику,
в рисование,
и им это всё приносит радость,
и я вижу, что дети в итоге многое могут.
Но мамы переживают: в школе их всему учат в игре, не приучают работать много! А как же отработка навыка?! А как он научится, что надо много трудиться?! Боюсь, он вырастет бездельником при таком подходе. Как его заставить решать много задач, если им в школе ничего не задают?!"

Каждый выбирает по себе,
и каждый из родителей, разумеется, ссылается на собственное детство.
-Вот, меня заставляли - и я закончил музыкалку! А в 6 классе так хотел бросить!
-А мне родители разрешили бросить, и я с тех пор жалею, не доучился...
-А я бросил - и не жалею...

Мне кажется, универсального решения нет,
и не бывает,
как и в других вопросах воспитания,
так что каждый сам решает - заставлять или нет.

Мне кажется, если силой заставить ребёнка написать 3000 примеров в пределах 10,
у него выработается не автоматизм,
а аллергия на слово "математика".

Мой брат в 3-4 классе был в школе троечником, в том числе и по математике,
хотя он при этом решал олимпиадные задачи для 9-10 класса.
Просто олимпиадные задачки были интересны ему, а школьные - нет.
И когда ему задавали на дом 8 задач по математике,
он решал первые две,
а к остальным писал только ответы,
или вовсе отказывался их решать,
поясняя, что эти задачи такие же, и ему скучно.

Я своим детям всегда разрешала как пробовать новые кружки и секции,
так и бросать их.
Потому что любой, даже самый интересный кружок, может быть лишним в расписании, особенно, если на него надо ехать полтора часа в одну сторону,
и потом приходится остальные уроки делать ночью - или в метро.
Да мало ли почему ещё может надоесть кружок.
А возможность выбирать и принимать решения тоже нужна, и ничуть не меньше, чем музыка или математика.

Вот у Юли Луговской были всякие игры и идеи с мотиваторами, которые помогали им с сыном справляться со всеми рутинными задачами.
И такой подход мне кажется куда более интересным и работающим, чем просто давление, и уговоры,
и "нет такого слова "не хочу".
"надо значит надо".

А вы сами любите, когда вас заставляют?
Может, я одна тут такая балованная, и не люблю внешнего давления?
Tags: дети, психология, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →