jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Гиперактивные дети - что реально помогает?

В последнее время у нас стали часто ставить диагноз СДВГ всем подвижным и активным детям.
Но поставить диагноз - мало,
надо ведь научить дальше всю семью и самого ребёнка - как с этим жить,
что можно и нужно делать,
и что не рекомендуется.
А у нас, как я вижу, чаще всего просто констатируют:
"Да, он у вас такой шустрый и непоседливый, тяжело ему будет в школе!"
И всё.
Разбирайтесь сами - как хотите.
У Катерины Мурашовой есть книжка "Дети-тюфяки и дети-катастрофы",
там как раз обсуждается много разных ситуаций с такими детьми.

Но часто случается, увы, что ни учителя, ни воспитатели, ни педагоги развивающих центров, ни сами родители никаких таких книжек не читали, и понятия не имеют, что же делать с такими детьми.

Гиперактивность бывает выражена сильнее или слабее,
но зачастую эти шустрики при всём том не отличаются хорошей координацией,
могут налетать на людей и на предметы,
ударяя других и себя,
круша предметы,
создавая много шума на ровном месте.

Если их попытаться усадить и вынудить их сидеть тихо, они начинают ёрзать, падают со стула, толкают соседей,
восполняя таким образом нехватку движений.
А от активных подвижных игр они часто перевозбуждаются - и потом уже совсем "теряют тормоза", не могут остановиться.

Что же делать?
Наказывать и ругать - не помогает.
Зачастую такой ребёнок и рад был бы посидеть тихо - но не может.

Я обычно стараюсь начать с того, что ввожу чёткие правила и границы,
и учу ребёнка соблюдать какие-то правила игры.
Сейчас мы все прыгаем, а теперь - тссс! - все спрятались в свои домики и спят.
Теперь проснулись - и снова прыгаем,
и даже бегаем - но ни с кем не сталкиваемся.
А теперь - тсс! - снова все спят.

Ребёнку очень важно самому научиться себя тормозить, не дожидаясь строгих слов и окриков.

Важно находить для такого ребёнка достаточно времени и места,
где он мог бы свободно бегать, прыгать, карабкаться,
бросать камни и палки в воду,
сбивать палкой траву,
громко кричать -
но при этом уметь останавливаться и не делать всё это в других местах.

И самое главное, как мне кажется - учить ребёнка переключаться с шумного на тихое, с беготни на неподвижность.
все вариации игр на "замри-отомри",
"колдунчики"
"прятки" -
и любые игры, в которых ребёнок сам тренируется сидеть тихо или стоять, замерев неподвижно.

Всё это срабатывает - не сразу, не быстро, но становится лучше.

Ещё таких детей бесполезно заставлять сидеть ровно - они не могут.
Залезают на стул коленками, садятся боком, ложатся на парту, сползают под стол...
И зачастую, пока они двигаются, им проще думать,
а если они сидят неподвижно, то тратят на это очень много усилий - и им нечем думать.

И ещё этих детей надо долго и последовательно учить, что не всем нравится, когда их трогают, толкают, сильно стискивают, и если ты хочешь с кем-то потолкаться и повозиться, то надо сначала спросить - хочет ли этого другой человек.
Tags: дети, психология, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments