Вы, наверное, не часто об этом задумывались,
а я вот часто путешествую и общаюсь с мамами дошкольников из разных стран.
И убеждения относительно идеального сада и идеального возраста, когда надо отдавать детей в сад, отличаются очень сильно.
В тех странах, где для нормального выживания семьи надо, чтобы работали оба родителя,
а дети находились в садике - там будет популярна точка зрения,
подтверждённая, разумеется, психологами и статьями, исследованиями и тп,
что маленьким детям лучше всего находиться в детском саду начиная с полутора-двух лет,
и те родители, которые по каким-то причинам продержали ребёнка дома "аж до трёх лет!!!" будут восприниматься как люди особенные, которые зачем-то выпендриваются на ровном месте - ведь "все же знают, что детям с двух лет нужен коллектив!"
В других странах может быть совершенно другое отношение к детским садам, причём тоже на уровне государства. Например, если государство считает, что мамы лучше воспитывают детей, чем детский сад, то в этой стране садики будут дорогие, а игровые группы для мам с малышами, типа моих хороводов - с пальчиковыми играми, лепкой из теста и тп - эти игровые группы будут бесплатные или совсем дешёвые, поскольку их финансирует государство.
Сейчас в Москве есть очень много разных садиков, как государственных, так и частных. Есть Вальдорф, есть Монтессори.
Когда я была маленькая, альтернатив не было практически - все садики были советскими, и все они были построены примерно по одному образцу.
В некотором смысле, это была мини-модель советского общества, но для детей.
На стене висел портрет дедушки Ленина,
мы учили много дурацких стишков и песен,
маршировали,
махали красными флажками.
У всех были одинаковые кроватки, одинаковые шкафчики, одинаковые горшки.
И вся группа детей зависела от одной воспитательницы и одной нянечки,
а те, в свою очередь, зависели от заведующей,
она - от РОНО, и тп.
Вся эта пирамида очень усиливала ощущение виктимности.
Хорошо в саду было тем детям, которым повезло с воспитателями.
Ибо от взрослого в такой ситуации зависит если не всё, то многое.
Хорошие воспитатели в садиках тоже бывали, и они старались, как могли, сделать жизнь в группе интересной и насыщенной.
Мне в этом плане не повезло - одна из воспитательниц была нейтральная, никакая,
другая - придирчивая, крикливая и злобная.
Более того, в один из первых дней, когда я сидела и спокойно играла с девочкой, она вдруг решила, что я неправильно играю, и нажаловалась на меня воспитательнице. (а было нам обеим по 3 года, и игра заключалась в том, что мы как-то складывали свои носовые платочки, как сейчас помню)
Воспитательница в наказание посадила меня час сидеть на стульчике.
Это было обидно и удивительно (дома нас не ставили в угол и вообще редко наказывали, тем более - вот так)
Потом было ещё несколько аналогичных эпизодов,
когда наказание сваливалось вдруг, совершенно на ровном месте.
"не так едят суп"
"нельзя всё время отвечать на занятиях!"
Я поняла, что в садике надо сидеть и не высовываться, и это всё равно может не спасти от напрасного обвинения или наказания.
До сих пор гадаю, почему я никогда не жаловалась на это дома и не рассказывала об этом родителям.
Я отлично говорила, и многое понимала,
но жаловаться на воспитательницу мне и в голову не приходило.
Видимо, я считала, что родители всё знают сами.
и раз они привели меня в этот мерзкий сад,
значит, иного выхода у них не было,
и значит, они или одобряют это, или они бессильны что-то изменить...
Что на самом деле думали обо всём этом родители - не знаю.
Мама как-то построила нам во дворе нашей группы снежный домик,
но на следующий день его уже сломали,
и мне было очень обидно за маму - она же для всех строила!
Я была жутким аллергиком, но в саду, несмотря на все просьбы мамы, меня заставляли есть всё подряд, в том числе и рыбу, которую мне было нельзя.
-Это ж не рыба, это селёдка! Ешь немедленно! Ишь, балованная какая!
Иногда мама в итоге оставляла меня дома одну на целый день, а сама прибегала в обед.
Мне такие дни нравились куда больше, чем дни в саду.
В целом я была спокойным, общительным и жизнерадостным ребёнком, воспитателям не досаждала, не дралась,
но меня там всё равно не любили, не знаю уж, за что.
Так или иначе, школа, в которую я пошла ровно в 6 лет, была для меня спасением.
Не то, чтобы там было весело, но там хоть было какое-то осмысленное занятие.
И когда мои дети подросли, я долгое время и думать не могла о садиках, уж больно сильны были мои детские кошмары.
Так что я очень хорошо понимаю родителей, которые сейчас решают, отдавать ли ребёнка в сад, и если да, то в какой и зачем...
Каждый садик, вне зависимости от системы, от цены и местоположения,
это в первую очередь некая структура,
маленькое государство со своими правилами.
И от того, насколько воспитатель душевно относится к своим подопечным, зависит очень многое.
Одна знакомая мама, выбирая детский сад для своих мальчишек,
ходила мимо нескольких ближайших садов во время прогулки - и слушала, как разные воспитатели общаются с детьми.
Одни воспиталки стоят в сторонке и болтают между собой или звонят по телефону.
Другие чуть что дёргают детей и орут.
Третьи придумывают игры,
и помогают детям разруливать конфликты.
Мои дети в итоге ходили в свой Вальдорфский сад с превеликим удовольствием.
Иногда я приходила за ними, и они там ещё полчаса играли с другими детьми и не хотели уходить.
и я отнюдь не думаю, что это оттого, что им было плохо дома, а потому, что им просто в саду было весело и интересно,
у них там были ровесники и игры.
До садика нам было примерно полчаса пешком, зимой и осенью это было не так-то просто,
но я очень ценила наш сад за душевную обстановку, тепло и уют,
за прекрасных воспитателей, детей и родителей,
за разновозрастную группу и многое другое,
и мне бы в голову не пришло сменить этот сад на простой советский, что был под окнами.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →