jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Можно ли научить ребёнка трудиться?

У нас на занятиях есть много разных игр и заданий, не все они даются детям одинаково легко.
Одним детям легко складывать узоры из кубиков или мозаики, другим - не очень.
Кто-то запросто может написать своё имя или зарисовать по клеточкам картинку из палочек, а для многих это сложная задача.
Кто-то легко придумывает свои задачи по аналогии, но это не всем легко даётся.
Так или иначе, мы стараемся подбирать такой уровень заданий, чтобы многие справлялись, но не слишком легко.
А значит, на каждом уроке случаются ситуации, когда кто-то из детей не смог, не понял, не до конца разобрался.

Одни дети в такой ситуации расстраиваются или сердятся.
Другие спокойно пробуют до тех пор, пока не разберутся.
Третьи смотрят, как сделали остальные - и "списывают".
Кто-то спрашивает у соседа или говорит: "Я не понял, помогите мне, пожалуйста!"
А есть дети, которые просто бросают, и дальше не предпринимают никаких попыток, показывая всем своим видом, что им и не больно-то хотелось.

В целом, как я понимаю, у каждого из людей есть свои "любимые" способы реакции на препятствие или трудность.
Вот вы как обычно реагируете, если у вас на пути возникает какое-то затруднение?

Можно привлекать силу или интеллект
Можно делать вид, что проблемы нет
Можно звать на помощь друзей и партнёров
Можно пытаться так или иначе обойти препятствие
Можно злиться и ругаться
Можно сделать вид, что вам туда не надо

Есть ещё вариант: отложить проблему, отодвинуть её на задний план - и дать ей "повариться в голове", а потом вернуться позже и предпринять новую попытку. К сожалению, не часто школьные уроки дают такую возможность - долго самостоятельно обдумывать задачу, которая не решилась.
Родители и учителя торопятся "разжевать" и объяснить понятно, а дети лишаются радости самостоятельно найденного решения.

Интересно, что "любимая" реакция у многих людей, похоже, заложена исходно, и года в 2-3, уже на уровне "кто-то сломал в песочнице мой куличик" - уже проявляется.
Один молча лепит новый куличик.
Другой молча лупит обидчика лопаткой.
Третий идёт жаловаться маме.
Четвёртый пытается договориться - и строить куличики вместе.
Пятый перестаёт строить куличики, и идёт на качели.

Родители, которые привыкли решать проблему сами, ужасно удивляются и огорчаются, если их ребёнок регулярно выбирает тактику "раз возникла проблема, то я просто перестану пытаться это делать!"
-Ну почему он не старается?
-В кого он такой лентяй и бездельник?!!
-Можно ли научить его трудиться? Представляете, он так во всём, в играх, в танцах - в любых занятиях!!

Насколько я могу судить, полностью изменить предпочитаемый способ решения проблем - сложно.
Но можно научить детей как минимум пользоваться ещё какими-то способами, звать на помощь и сообщать о возникновении проблемы.
А ещё можно придумывать для ребёнка посильные маленькие задачи, и всячески поощрять доведение задачи до конца.
Вы сами лучше знаете, что по силам вашему ребёнку.
Один в 3 года может нанизать браслет из бусин, другой и в 5 лет с таким не справится, наденет 2 бусины - и бросит.

Выбирайте задания, которые сделать реально, но надо хоть немного посидеть, сверх того, что обычно для вашего ребёнка - и всячески подчёркивайте, что вы видите, как ему сложно сидеть над этой задачей, и как вы цените, что он смог довести работу до конца.

Разбивайте большую задачу на много маленьких - это тоже полезное умение.
Ищите варианты помощи, которые сделают задачу из безнадёжно-трудной - просто сложной.
И хвалите, хвалите за усилия, за умение довести работу до завершения.

Сталкивались ли вы сами с такими сложностями?
Как вы решаете проблемы?
И как их решают ваши дети?
Tags: дети, дошколка, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →