jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Почему некоторые дети не включаются в игры?

Продолжая разговор про игры, про стеснительных и неиграющих детей, поняла, что там есть не одна проблема, а сразу несколько.
Есть дети, которые в одной компании играют охотно, в другой - не играют.
Есть дети, которые с удовольствием играют вдвоём, но уже трое - для них слишком много.
Есть дети, которые и хотели бы играть с несколькими ровесниками, но стесняются подойти, или не знают, как попроситься в игру.
Есть дети, которые не во всякую игру готовы играть, скажем, в "дочки-матери" они не любят играть, а в "догонялки", "прятки" и "вышибалы" - запросто.
А есть дети, которые вообще предпочитают всё делать самостоятельно, без других людей. Нужна ли им компания, и если да - то какая и в какой мере?

И совершенно отдельный пласт - уметь предложить свою игру, или предложить изменить правила, упростить их или усложнить...

Родители зачастую считают игру чем-то второстепенным, и стараются обеспечить своих детей в первую очередь знаниями, умениями, навыками, которые пригодятся в школе. Но ведь и в школе дети не только читают и пишут, они ещё и общаются. Друг с другом, с учителем, с воспитателем на продлёнке, с учителем физкультуры...
И стеснительному ребёнку бывает сложно в каких-то простейших вопросах справиться:
-сказать учителю о том, что доска бликует и тебе не видно, что на ней написано,
-попроситься в туалет,
-попросить учителя повторить задание, которое ты не расслышал,
-попросить у соседа ластик или карандаш,
-предложить кому-то из детей поиграть вместе на перемене.

И вот мы наблюдаем, что кто-то в школе на переменке играет, а кто-то стоит в сторонке.

Почему он не играет?

Не знает правила этой игры, а спросить стесняется?
Не знает имена этих детей, поэтому не может к ним обратиться и попроситься в игру?
Эту игру не любит, а другую предложить не умеет?

Как реагируют взрослые:
-Ну чего ты стоишь, иди играй с детками!
-Да он вообще стеснительный, ни за что сам не подойдёт!
-Ну что, сложно разве подойти и поиграть! Маша, Вася, возьмите Петю тоже в игру!
-Да ну их, эти игры, не хочешь, так не играй, вот тебе лучше книжка, почитай.

Ни одно из этих взрослых вмешательств не помогает реально стеснительному ребёнку решить проблему и включиться в игру, даже если он этого хочет.
Но многие взрослые хотели бы помочь ребёнку справиться с подобными сложностями.
И хорошо бы какие-то элементарные навыки из области взаимодействия с детьми развивать ещё до школы.
-Здороваться и улыбаться при встрече.
-Запоминать имена тех, с кем ты играл
-Знакомиться, говорить своё имя

Альбом: игротека15ноября

Вот так мы в этот раз знакомились с 6-летками на игротеке:
передавали мяч по кругу, и называли, кто что любит делать.

Я - Женя, я люблю читать и рисовать, а ещё играть и путешествовать,
а кто-то любит - строить из Лего и гладить кошку,
кто-то - спать и плавать в море.

Но рассказать о себе, сформулировать - не так-то просто, да ещё и не когда-нибудь через час, а в тот момент, когда мячик дошёл до тебя.

Сразу включиться в игру, сориентироваться в новом месте и среди новых людей - непросто.
Кто-то сможет рассказать, кто-то пока промолчит,
но послушает, что рассказывают другие.

Ура, познакомились - теперь играть уже проще.
Можно вместе побегать, например, "Как из-под горы всё бегут ручьи",
или "Разом делали вот так" - в такие игры не поиграешь вдвоём, это скучно,
зато когда народу много, получается веселее!


Как у деда Трифона
было семеро детей,
Ровно семь сыновей!
С такими глазами,


С такими волосами,
с такой бородой!

Они не пили, не ели,
все на дедушку глядели,
разом делали вот так!

И в этот момент ведущий в центре круга показывает своё движение,
а остальные за ним повторяют.
Мальчики и девочки, кстати, придумывают совершенно разные движения!

Игра простая, и если хочешь побыть в центре - можешь побыть дедом, а не хочешь - так постой в кругу,
у тебя есть время включиться в игру.

Потом играем в Зоопарк.
Каждый выбирает себя новое имя - название какого-нибудь животного.
А водящий с мячиком должен названного зверя осалить.
Если тот не хочет водить, то он может перенаправить водящего, быстро вспомнив название другого зверя.


Надо быстро понять, что если сказали "кошка", то это про меня,
и быстро вспомнить,
какие же ещё у нас есть звери.
-Слон!
И вот водящий уже мчится - хочет осалить слона ))


А ещё мы в этот раз играли в "резиночку",
поскольку сейчас эта игра совсем не так широко известна, как в моём детстве.


Показывали разные несложные фигуры - и дети их старались повторить,
и мальчики тоже.



Если сложность игр нарастает постепенно, то включиться в игру проще.
Но первый этап - всё равно освоиться, привыкнуть к новому месту и к новым людям.
И если этот этап пропустить, то потом включаться тяжелее.

Следующий этап - знакомство, умение не только сообщить своё имя, но и рассказать что-то о себе,
улыбнуться при встрече,
это тоже поначалу такая игра. Мы на дошколке так играем иногда в начале урока.
Один раз называем по кругу имена,
в следующем круге - возраст,
в следующем - как зовут маму, скажем.
А потом - птиц вспоминаем, тоже по кругу, или считаем по порядку вверх или вниз.

И только после этого уже идут сами игры,
причём поначалу - в таких вот специальных условиях, когда много ровесников, и есть взрослый, предлагающий игру и помогающий в неё играть.

В идеале, следующий этап - это когда дети уже сами играют, сами предлагают игру, и сами выбирают водящего, и сами следят за соблюдением правил игры.
В летнем лагере, например, дети вполне справялись с тем, чтобы самостоятельно выбрать игру, собрать компанию и поиграть - без взрослых - в "барабашку", "доббль" или в "спящих королев".

Но если трем незнакомым между собой детям просто дать коробочку с игрой "доббль". и сказать "идите поиграйте!", то не факт, что они справятся сами - играть вместе тоже можно учить,
но поначалу помощь взрослых очень нужна!

А вы бы что предложили, если стеснительный ребёнок хочет присоединиться к игре, но не знает, с чего начать?
Как бы вы действовали?
Tags: игротека, игры, подвижные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments