jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Не рычите на собаку - и дрессировка дельфинов.

Когда Гри был совсем маленьким, у меня была прекрасная книжка Карен Прайор "Не рычите на собаку",
потом у меня эту книжку кто-то взял почитать,
и больше я её не видела.
Но идеи этой книжки мне очень запомнились, и я иногда цитирую некоторые самые любимые моменты.
Например, из этой книжки мы взяли игру в Дрессировку дельфинов.
Исходная идея такая:
Наказывать дельфинов невозможно - они просто перестают с тобой играть.

А стало быть, всё, что мы видим на выступлениях в разных дельфинариях, достигнуто исключительно поощрениями,
правильно построенной системой положительного подкрепления.

Как дать понять дельфину, что ты им доволен?
Подкормить, дать кусочек рыбы.

А как связать то, что делает дельфин, с подкреплением?
Например, вовремя погладить его не получится, видимо,
особенно если дрессировщик на берегу, а дельфин в бассейне.
Значит, нужен знак.
Например, свисток.
Но свисток пока не значит для дельфина ничего...
Это уже другая задача.

Стало быть, первый шаг в дрессировке - научить дельфина, что если мы ему свистнули, то это похвала, и можно вслед за свистком плыть за своим кусочком рыбки.

Когда дельфин точно знает, что раз свистнули, то сейчас будут кормить, мы немного меняем стратегию.
Свистим не всегда, а только тогда, скажем, когда дельфин высовывается из воды.

Дельфин сначала удивляется - свистеть стали реже.
Потом начинает исследовать, и находит закономерность, в какой ситуации ему свистят.
После этого он готов хоть целиком выпрыгнуть - ему нравится, что он понял идею, и знает, чего от него хотят.

Постепенно дельфины выучивают новые движения,
и тогда можно их учить чему-то следующему.

В Дрессировку Дельфина мы играли так:
один человек - дельфин, он выходит из комнаты и ждёт пока его позовут.
Другой - Дрессировщик, он будет хвалить Дельфина.
Остальные - зрители.
Зрители придумывают задание для Дельфина, которое он должен выполнить.
Например, подойти к столу, взять книгу и отнести её на стул.

Когда определились с нужным действием, зовут Дельфина.
В качестве поощрения мы хлопали в ладоши.

Дельфин входит - и начинает делать что-нибудь, ходить туда-сюда, всё трогать - и ждать подкрепления.
Иногда Дельфин стоит столбом, тогда очень сложно его хоть за что-то похвалить.
А бывает, наоборот, такой активный дельфин, что он вместо того, чтоб просто сесть на стул, успеет и под ним проползти, и потанцевать со стулом, и влезть на него ногами...

Надо сказать, Дельфином быть сложно.
И дети обычно с этой ролью лучше справляются, чем взрослые.
А вот быть дрессировщиком трудно детям - они не понимают, когда пора хвалить, когда - рано,
пропускают подходящий момент,
хвалят очень редко и часто невпопад.

Тем не менее, игра довольно занятная, мы со школьниками играли несколько раз.
Tags: дети, подвижные игры, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →