потом у меня эту книжку кто-то взял почитать,
и больше я её не видела.
Но идеи этой книжки мне очень запомнились, и я иногда цитирую некоторые самые любимые моменты.
Например, из этой книжки мы взяли игру в Дрессировку дельфинов.
Исходная идея такая:
Наказывать дельфинов невозможно - они просто перестают с тобой играть.
А стало быть, всё, что мы видим на выступлениях в разных дельфинариях, достигнуто исключительно поощрениями,
правильно построенной системой положительного подкрепления.
Как дать понять дельфину, что ты им доволен?
Подкормить, дать кусочек рыбы.
А как связать то, что делает дельфин, с подкреплением?
Например, вовремя погладить его не получится, видимо,
особенно если дрессировщик на берегу, а дельфин в бассейне.
Значит, нужен знак.
Например, свисток.
Но свисток пока не значит для дельфина ничего...
Это уже другая задача.
Стало быть, первый шаг в дрессировке - научить дельфина, что если мы ему свистнули, то это похвала, и можно вслед за свистком плыть за своим кусочком рыбки.
Когда дельфин точно знает, что раз свистнули, то сейчас будут кормить, мы немного меняем стратегию.
Свистим не всегда, а только тогда, скажем, когда дельфин высовывается из воды.
Дельфин сначала удивляется - свистеть стали реже.
Потом начинает исследовать, и находит закономерность, в какой ситуации ему свистят.
После этого он готов хоть целиком выпрыгнуть - ему нравится, что он понял идею, и знает, чего от него хотят.
Постепенно дельфины выучивают новые движения,
и тогда можно их учить чему-то следующему.
В Дрессировку Дельфина мы играли так:
один человек - дельфин, он выходит из комнаты и ждёт пока его позовут.
Другой - Дрессировщик, он будет хвалить Дельфина.
Остальные - зрители.
Зрители придумывают задание для Дельфина, которое он должен выполнить.
Например, подойти к столу, взять книгу и отнести её на стул.
Когда определились с нужным действием, зовут Дельфина.
В качестве поощрения мы хлопали в ладоши.
Дельфин входит - и начинает делать что-нибудь, ходить туда-сюда, всё трогать - и ждать подкрепления.
Иногда Дельфин стоит столбом, тогда очень сложно его хоть за что-то похвалить.
А бывает, наоборот, такой активный дельфин, что он вместо того, чтоб просто сесть на стул, успеет и под ним проползти, и потанцевать со стулом, и влезть на него ногами...
Надо сказать, Дельфином быть сложно.
И дети обычно с этой ролью лучше справляются, чем взрослые.
А вот быть дрессировщиком трудно детям - они не понимают, когда пора хвалить, когда - рано,
пропускают подходящий момент,
хвалят очень редко и часто невпопад.
Тем не менее, игра довольно занятная, мы со школьниками играли несколько раз.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →