jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Место для знакомства с правилами и границами

Когда мои дети были маленькими, мы с ними регулярно ездили на Курскую, в "Зелёную дверцу".
С одной стороны, мне хотелось - особенно зимой - иногда разнообразить домашнюю жизнь,
а с другой стороны - мне нравился их подход,
а детям нравилось, что это - очень детское МЕСТО.

Игровые комнаты при магазинах обычно берут детей не младше определённого возраста, а в "Дверце", наоборот, были дети не старше 4 лет, от младенцев - до трёхлеток преимущественно.
И получалось, что там такая зимняя "песочница" со своими правилами,
причём, в отличие от обычной песочницы, там были психологи-принимающие, которые озвучивали правила и помогали родителям и детям освоиться в новом месте.


Хотя там не было никаких занятий, мы частенько приезжали туда к открытию - к 12 часам - и играли до закрытия, то есть до 17 часов.
Важным правилом "Зелёной дверцы" было то, что родители были там вместе с детьми, и это было полезно в качестве адаптации к новым местам - но в комфортной обстановке, вместе с мамой.
Для тех, кто приходил впервые, устраивали экскурсию с показом и объяснением всех правил.
Вот тут у нас лесенка и горка, на которые можно залезать, и "балкончик", с которого можно на всех смотреть, а ещё там - мягкое гнёздышко.
Вон там домик, и подальше - загородка с окошками, за которой можно прятаться от мамы.
Тут конструкторы, рамки и вкладыши, лабиринты.
В соседней комнате стол с горками для маленьких машинок, и полный синий икеевский ящик этих самых машинок.
А ещё в дальней комнате столики, чайник и микроволновка - и там можно съесть свой перекус.
И в связи с этим правило, что с едой не бегать, еду надо есть за столиками.

В уголке с фонтанчиком - мельницы, посудка, пупсы и ванночки, всё для переливания.
Для этого уголка - своё правило: там играют дети сами, и они должны непременно надеть один из висящих плащиков и обуть калошки.

А ещё - самое провокационное правило - про машинки.
Первая комната наискосок пересекается дорожкой другого цвета.
Это пешеходная дорожка, на неё нельзя выезжать на машинках (таких, типа беговела, на которых верхом сидишь и ногами от пола толкаешься).
Правило про машинки нарушали все дети, и многие не по одному разу.
А принимающие спокойно, дружелюбно и терпеливо раз за разом их разворачивали.
"Смотри, Гриша, видишь, тут дорожка не для машин, а для людей! Давай я помогу тебе развернуть машину. Ты можешь ехать в другую сторону!"
Гриша проезжал вокруг домика, и выезжал на дорожку в трёх метрах от того места, где сделал первую попытку.
Ему снова мягко - и в то же время совершенно однозначно - рассказывали правило, и помогали развернуться.
Гри был упорен и в полтора-два года.
Он в каждый свой приход в "Дверцу" совершал от 5 до 20 попыток выехать на дорожку - и проверял, всегда ли это правило работает.
Гри пытался выехать на дорожку боком или задом.
Однажды даже поднял машину и потащил её на руках в соседнюю комнату, но тоже был остановлен в пути.

Для Гри это было очень важно - видеть, что не все правила на свете диктует мама,
и при этом некоторые правила остаются неизменными всегда, в любую погоду, зимой и осенью, утром и вечером.

Для меня это тоже было важно. Я часто раздражалась, когда Гри планомерно нарушал правила, которые были ему известны, и мне было интересно видеть, как люди помогают ребёнку усвоить незыблемость правил, но при этом не раздражаются.

Кроме того, не все правила можно дать пощупать двухлетке.
Острое - можно дать потрогать булавку, приговаривая "Ой! Острое! Осторожно!"
Горячее - тоже можно познакомить на относительно безопасном примере.
А с некоторыми запретами нельзя познакомить на практике.
Нельзя показать, что ток кусается.
И нельзя дать попробовать есть химию.
И уж точно невозможно убедительно показать, сколь опасны машины.
И тут как раз запрет с машинками был очень убедительным и наглядным.

Интересно, что дети мои выбирали в "Дверце" себе совершенно разные места и занятия.
Галя любила играть в фонтанчике, переливая воду,
и обожала закутываться в платочки и валяться в мягком гнёздышке.
Гри любил конструкторы и машинки, на которых ездить верхом, а ещё одну конкретную - из всего ящика мелких машинок.

Для умения договариваться и меняться, для общения с детьми чуть моложе и чуть старше - это было прекрасное место!

А сейчас есть подобные места для малышей?
Где вы бы могли показать двухлетке, что в разных местах - разные правила?
Tags: двухлетки, дети, правила и границы, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments