Произносят скороговорку "один-два-три-четыре-пять", иногда при этом ещё загибают пальцы, или тыкают пальчиком в предметы, которые требуется пересчитать.
При этом группы из 2-3 предметов они могут "ухватить целиком", просто взглянуть - и сразу сказать: "Три!"
В системе Глена Домана предлагается нарисовать карточки с точками, от 1 до 20, скажем, и показывать их младенцам.
Утверждается, что при этом дети уверенно отличают карточку с 13 точками от карточки с 17 точками, и не путают.
Меня эта методика очень смущает.
Мне кажется, что надрессировать можно кого угодно, в том числе и младенца, но он выучивает одну конкретную карточку с 13 точками - как цельный иероглиф, и если расположить точки иначе, он не узнает 13 в другом обличьи.
Младенцу не нужно узнавать ни 13 точек, ни 17 - ему нужно видеть рядом улыбки, слышать спокойный голос тех, кто его любит.
А размахивать над малышом карточки, считая, что развиваешь его - по-моему, это большой самообман.
А что работает?
Хорошо работает подсчёт выигранных карт,
подсчёт очков в любой настольной игре.
На каком-то этапе вполне полезными оказываются простейшие игры -ходилки с кубиком и фишками. Сколько выпало на кубике - столько шагов и надо пройти.
А потом можно играть с двумя кубиками, и идти вперёд на сумму или разность того, что выпало на кубиках.
А можно и три кубика взять, почему бы и нет?
Можно играть с самым разнообразным счётным материалом: счётными палочками, счётными кубиками, счётными бусами (5 синих бусин, потом 5 красных).
А лучше всего, как известно, дети считают на конфетах.
Чем больше заинтересованность в результате, тем лучше ребёнок считает.
Потом начинают работать игры типа "турбо-счёт" или "хали-гали", когда важно для игры - быстро сосчитать.
Довольно долго у многих детей умение считать является не вполне освоенным навыком,
хотя взрослые могут этого не замечать.
Многие дети хорошо считают последовательно, и могут от 1 досчитать хоть до 30, хоть до 100.
Но при этом зачастую они не могут продолжить счёт с любого места.
Они могут начать только с единицы!
Это похоже на то, как мы запоминаем текст песни.
Если попросить назвать третью строчку второго куплета, мы начнём бормотать текст - сперва весь первый куплет, потом второй - и к тому же можем случайно проскочить нужную строчку, и тогда опять придётся начинать заново, с первой строки первого куплета.
У взрослого есть доступ к любой точке числовой прямой.
Если мы знаем, где 3, и где 10, то мы можем примерно указать, где будет 8, а где - 14.
А для многих детей доступ есть только последовательный, с первого этажа.
Как будто взрослый едет на лифте, и его лифт может останавливаться на любом этаже.
А у ребёнка есть только возможность подняться пешком с первого этажа - на нужный.
Более того, взрослый с пятого этажа на шестой попадает, добавив один.
А ребёнок не владеет до определённого момента этим способом, поэтому он с пятого возвращается на первый, и оттуда идёт на шестой, считая по одному.
Мы на занятии недавно играли в такую игру:
каждому ребёнку надо было собирать карточки своего цвета.
Альбом: дошк17дек |
По цвету сортировать проще всего, дети отлично справились.
А потом надо было выстроить поезд, от первого вагона до 12-ого.
Эти дети знают числа, и более-менее умеют считать.
И тем не менее, выглядит это так:
ребёнок находит карточку с цифрой 1, кладёт её, рядом с ней кладёт "два", и ... пересчитывает карточки: "Один, два..."Тогда он вспоминает следующую строчку этой песенки, и говорит "три! три!" И ищет карточку с цифрой 3.
Потом ... опять пересчитывает все три карточки, и выясняет, какую ему нужно искать следующую.
После этого надо было рядом с цифрой 1 расположить карточку с 1 точкой,
рядом с 2 - с 2 точками и тд.
Для взрослого 4 + 2 или 3 + 3 - это очень просто, очевидно.
А дети, даже те, кто знают словесную формулу "три плюс три равно шесть" - они всё равно пересчитывают точки, тыкая пальчиком...
У них фраза про "три плюс три" не соотносится пока с двумя группами по три точки.
пальчиком тыкать намного надёжнее!
В прошлый раз мы строили последовательность типа лесенки из счётных кубиков -
для многих детей это понятнее и надёжнее, чем цифры.
А для начала мы строили рядом с цифрой 1 башни из 1 кубика, рядом с 3 - из трех кубиков, рядом с 8 - из 8 кубиков...
Со старшими пробовали ещё считать пятёрками и десятками, перекладывая сразу по 5 или по 10 кубиков,
но для них это было очень сложно.
Постепенно у детей в голове выстраиваются более прочные связи между количеством и числами,
формируется понятие числа.
Но процесс этот может занять у одних детей полгода, а других может растянуться на пару лет.
Кто-то из детей может, скажем, показать 5 на пальцах разными способами, а кто-то не понимает эту идею.
Кто-то понимает, у какого числа сосед сверху 6, а сосед снизу 4. А для других эта идея понятна только на наглядном примере.
До определённого возраста дети сомневаются, что больше - 7 маленьких кубиков или 5 больших?
В освоении счёта есть много разных ступеней понимания, и разные дети на каждой из этих ступеней проводят разное время.
Для многих детей сосчитать предметы (машинки, яблоки, конфеты) намного проще, чем сосчитать то, что нельзя потрогать, скажем
"сколько раз я сказала "мяу", столько кубиков мне дай. мяу-мяу-мяу!"
И поэтому задачи с конфетами и машинками проще решать, чем просто примеры типа 3 + 4.
А у вас какие любимые игры, помогающие детям освоить арифметику?