jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Доступ к информации может меняться

Как дети считают?
Произносят скороговорку "один-два-три-четыре-пять", иногда при этом ещё загибают пальцы, или тыкают пальчиком в предметы, которые требуется пересчитать.
При этом группы из 2-3 предметов они могут "ухватить целиком", просто взглянуть - и сразу сказать: "Три!"

В системе Глена Домана предлагается нарисовать карточки с точками, от 1 до 20, скажем, и показывать их младенцам.
Утверждается, что при этом дети уверенно отличают карточку с 13 точками от карточки с 17 точками, и не путают.

Меня эта методика очень смущает.
Мне кажется, что надрессировать можно кого угодно, в том числе и младенца, но он выучивает одну конкретную карточку с 13 точками - как цельный иероглиф, и если расположить точки иначе, он не узнает 13 в другом обличьи.
Младенцу не нужно узнавать ни 13 точек, ни 17 - ему нужно видеть рядом улыбки, слышать спокойный голос тех, кто его любит.
А размахивать над малышом карточки, считая, что развиваешь его - по-моему, это большой самообман.

А что работает?

Хорошо работает подсчёт выигранных карт,
подсчёт очков в любой настольной игре.
На каком-то этапе вполне полезными оказываются простейшие игры -ходилки с кубиком и фишками. Сколько выпало на кубике - столько шагов и надо пройти.
А потом можно играть с двумя кубиками, и идти вперёд на сумму или разность того, что выпало на кубиках.
А можно и три кубика взять, почему бы и нет?

Можно играть с самым разнообразным счётным материалом: счётными палочками, счётными кубиками, счётными бусами (5 синих бусин, потом 5 красных).
А лучше всего, как известно, дети считают на конфетах.
Чем больше заинтересованность в результате, тем лучше ребёнок считает.

Потом начинают работать игры типа "турбо-счёт" или "хали-гали", когда важно для игры - быстро сосчитать.

Довольно долго у многих детей умение считать является не вполне освоенным навыком,
хотя взрослые могут этого не замечать.

Многие дети хорошо считают последовательно, и могут от 1 досчитать хоть до 30, хоть до 100.
Но при этом зачастую они не могут продолжить счёт с любого места.
Они могут начать только с единицы!

Это похоже на то, как мы запоминаем текст песни.
Если попросить назвать третью строчку второго куплета, мы начнём бормотать текст - сперва весь первый куплет, потом второй - и к тому же можем случайно проскочить нужную строчку, и тогда опять придётся начинать заново, с первой строки первого куплета.

У взрослого есть доступ к любой точке числовой прямой.
Если мы знаем, где 3, и где 10, то мы можем примерно указать, где будет 8, а где - 14.
А для многих детей доступ есть только последовательный, с первого этажа.
Как будто взрослый едет на лифте, и его лифт может останавливаться на любом этаже.
А у ребёнка есть только возможность подняться пешком с первого этажа - на нужный.

Более того, взрослый с пятого этажа на шестой попадает, добавив один.
А ребёнок не владеет до определённого момента этим способом, поэтому он с пятого возвращается на первый, и оттуда идёт на шестой, считая по одному.

Мы на занятии недавно играли в такую игру:
каждому ребёнку надо было собирать карточки своего цвета.

Альбом: дошк17дек

По цвету сортировать проще всего, дети отлично справились.

А потом надо было выстроить поезд, от первого вагона до 12-ого.


Эти дети знают числа, и более-менее умеют считать.


И тем не менее, выглядит это так:
ребёнок находит карточку с цифрой 1, кладёт её, рядом с ней кладёт "два", и ... пересчитывает карточки: "Один, два..."Тогда он вспоминает следующую строчку этой песенки, и говорит "три! три!" И ищет карточку с цифрой 3.
Потом ... опять пересчитывает все три карточки, и выясняет, какую ему нужно искать следующую.


После этого надо было рядом с цифрой 1 расположить карточку с 1 точкой,
рядом с 2 - с 2 точками и тд.

Для взрослого 4 + 2 или 3 + 3 - это очень просто, очевидно.
А дети, даже те, кто знают словесную формулу "три плюс три равно шесть" - они всё равно пересчитывают точки, тыкая пальчиком...
У них фраза про "три плюс три" не соотносится пока с двумя группами по три точки.


пальчиком тыкать намного надёжнее!



В прошлый раз мы строили последовательность типа лесенки из счётных кубиков -
для многих детей это понятнее и надёжнее, чем цифры.


А для начала мы строили рядом с цифрой 1 башни из 1 кубика, рядом с 3 - из трех кубиков, рядом с 8 - из 8 кубиков...


Со старшими пробовали ещё считать пятёрками и десятками, перекладывая сразу по 5 или по 10 кубиков,
но для них это было очень сложно.

Постепенно у детей в голове выстраиваются более прочные связи между количеством и числами,
формируется понятие числа.
Но процесс этот может занять у одних детей полгода, а других может растянуться на пару лет.

Кто-то из детей может, скажем, показать 5 на пальцах разными способами, а кто-то не понимает эту идею.
Кто-то понимает, у какого числа сосед сверху 6, а сосед снизу 4. А для других эта идея понятна только на наглядном примере.

До определённого возраста дети сомневаются, что больше - 7 маленьких кубиков или 5 больших?
В освоении счёта есть много разных ступеней понимания, и разные дети на каждой из этих ступеней проводят разное время.

Для многих детей сосчитать предметы (машинки, яблоки, конфеты) намного проще, чем сосчитать то, что нельзя потрогать, скажем
"сколько раз я сказала "мяу", столько кубиков мне дай. мяу-мяу-мяу!"
И поэтому задачи с конфетами и машинками проще решать, чем просто примеры типа 3 + 4.

А у вас какие любимые игры, помогающие детям освоить арифметику?
Tags: дошколка, математика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments