jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Арифметика и весы с чашками

Во многих учебниках идею равенства объясняют и иллюстрируют при помощи весов с двумя чашами.
Мой опыт подсказывает, что современные дети подобные весы видят редко, сами взвешивают что-то - ещё реже.
Что такое домики одинаковой высоты или поезда одинаковой длины - понимают.
А что значит - сделай, чтобы весы были в равновесии - не понимают.
На монетах и конфетах - прекрасно понимают, что такое поровну.
А весы вгоняют их в ступор.

Они довольно убедительные,
на них вполне можно взвешивать, скажем, наши счётные кубики.

Кладу на одну чашу три синих кубика, на другую - два зелёных и один жёлтый,
показываю, что ни одна из чашек не перевесила,
объясняю, мол, поровну.

Альбом: дошк14янв


Дети кивают.
Взвешиваем одинаковых мишек.
Вроде, поняли.
Кладу с одной стороны два красных кубика, спрашиваю, сколько надо положить с другой стороны, чтобы было равновесие.

Предлагают положить 3, 4, 5 кубиков...

Снова объясняю, показываю, делаю башни одинаковой высоты.
Переходим к весам - опять не понимают (


А уж если взвешивать не кубики, а циферки (а они там разного веса, и 5 весит таки в 5 раз больше, чем 1) - вообще не понимают.
Ладно, пятилеткам рано, но и шестилетки тоже не понимают!


С одной стороны у нас 4 + 3, сколько же с другой стороны повесить, чтобы стало поровну?

-А давайте 5 и 3? - предлагает один.
-Не, давайте 6 и 3! - предлагает другой.

В общем, надо признать, что в современном мире метафора с весами работает не ахти как.
Ну или я не могу внятно объяснить идею.
Увы мне.


при этом даже 4-летки отлично поняли схемы башен-поездов из наклеек.
Я им складывала башни-образцы из кубиков,
а они клеили - из наклеек.


И у всех получалось, и все всё поняли.
Сколько зелёных кубиков, столько и наклеек - чего тут непонятного?

А вот попытка записать то же самое в виде арифметической записи 2 + 2 + 2 уже смущает многих пятилеток.
Они знают, что такое цифра "2", но соотнести это именно с 2 кубиками или с 2 наклейками одного цвета - уже намного сложнее.

Мне нравится заниматься арифметикой с детьми между делом, в играх,
но иногда я провожу такие вот эксперименты - смотрю, как они соотносят написанное число и количество точек, скажем.

Специально учить состав числа - да ещё устно, наизусть - это не ко мне.
Мы любим строить башни одинаковой высоты, скажем, 3 + 3 или 4 + 2, или 5 + 1, или 1 + 2 + 3
и потом сравниваем, проверяем, что все они одной высоты.
Или показываем одно и то же число на пальцах разными способами.
В какой-то момент, увидев 3 точки и ещё три точки, ребёнок сам вспоминает, и не тыкая пальчиком выдаёт: "Я знаю, три и три - это шесть!"

А до определённого момента дети могут узнать ответ, только потыкав пальчиком и пересчитав все предметы, в том числе свои пальцы, начиная с первого.
При этом они могут знать наизусть формулировку "три плюс два равно пять", но этот текст для них не будет соотноситься с моим вопросом: на одной руке я показала 3 пальца, на другой - 2, сколько всего?
Раз спросили "сколько?", значит, надо тыкать пальчиком.
Тыкают, узнают ответ, радуются.
Когда-нибудь перещёлкнет, случится озарение, и ребёнок будет этот ответ знать.
Вот только словесные формулы мало помогают (

Есть дети, у которых и в первом, и даже во втором классе понятие числа не вполне сформировано, и они продолжают тыкать пальчиком или пересчитывать карандаши - для решения задачи.
Выучить пресловутый состав числа наизусть - не помогает.
Дети учат его как скороговорку на незнакомом языке - механически, не соотнося с пальцами, карандашами, яблоками из задачи.

Тем более не помогают тысячи однотипных примеров на сложение и вычитание в пределах 10. Эти вообще могут вызвать только отвращение и протест против бессмысленной траты времени.

Но наверняка есть метафоры, которые работают хорошо.
Вот что для ваших детей интереснее всего считать?
И какая метафора для равенства работает лучше, чем весы с чашками?
Tags: дошколка, математика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →