jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Когда формируется понятие числа

Рассказывала сегодня первоклашкам про клинопись,
и пыталась донести до них идею, что когда-то в древности люди рисовали 4 птички - при помощи 4 значков птицы, а 4 яблока - при помощи 4 значков "яблоко", и появление идеи числа "4", которое не зависит от того, что именно считать - это очень крутая идея, прорывная для своего времени.
Кстати, и сама клинопись для многих первоклашек удобна и понятна - в качестве объяснения того, как мы складываем число из десятков и единиц, и как считаем сумму, складывая десятки с десятками, а единицы - с единицами.

И если в древности люди эту идею придумали не сразу, то вполне логично предположить, что и разные дети тоже эту идею осваивают не сразу.
Кто-то из детей уже в два-три года осознаёт именно абстрактную идею количества, и понимает не только слова, но и  значки, которыми принято это количество обозначать.
Кто-то понимает идею, и может, тыкая пальчиком, пересчитать предметы.
И знает первые 5-6 слов, которыми мы обозначаем количество.
А вот картинки с цифрами, наоборот, пока путает, и не отличает цифры от букв.
Кто-то хорошо усваивает информацию на слух, и тогда он легко выучивает как песенку скороговорку "один-два-три-четыре-пять", но это ещё не значит, что он умеет считать!
Он может, считая шаги, шагнуть всего 4 раза, а досчитать при этом до 7.

Некоторые дети могут правильно произносить числа одно за другим: тридцать один, тридцать два, тридцать три и тп,
но при этом реально с трудом могут сосчитать 6-7 предметов.
Одно дело - словесный навык, и совсем другое - счёт.

Кому-то идею количества надо понять, как ритм, на слух.
Гав-гав-гав = 3,
мяу-мяу, мяу-мяу = 4

Кому-то важно нарисовать соотношение между числом, записанным цифрами - и несколькими предметами.

А кому-то нужно всё прощупать, осознать на ощупь.
Таким детям бывает сложнее всего,
поскольку у нас очень многое в обучении основано на умении всё понимать на вид и на слух.

Что можно предлагать таким детям:
-считать на пальцах
-считать шаги
-считать прыжки и любые другие активные действия
-переводить из одной системы в другую, скажем, если показали на пальцах 4, то надо 4 раза подпрыгнуть, а если показали 5 кубиков, то надо 5 раз хлопнуть в ладоши
-считать на ощупь предметы (грецкие орехи в мешке, конфеты в коробке)
-сделать наглядные счётные предметы или купить набор, где есть отдельные единичные кубики, палочки-десятки, плоскости-сотни, и большой куб - тысяча. И с этими кубиками играть в магазин.
Когда пощупаешь 2 сотни и 3 десятка, а потом 3 сотни и 2 десятка, то не станешь их путать.
-сделать счёты (5 бусин одного цвета и 5 другого) Прячем несколько бусин в кулаке, и отгадываем - сколько спрятано и какого цвета.

Ещё можно выкладывать узоры, лесенки, счётные дорожки из кубиков.
Мы сегодня, например, делали так:
складывали 10 разными способами, 1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6, 5 + 5


Потом я прятала часть кубиков, а ребёнок отгадывал, сколько пропало.


Лесенка 1-2-3-4-5 помогает обнаружить пропажу, делая её более наглядной.

Понятно, что в школе вам скажут "надо учить наизусть таблицу сложения".
Надо, да. Без неё неудобно потом.
Но её не надо учить, как стихи, её надо понимать, щупать в игре, и выводить это знание из собственного опыта!

А опыт лучше всего приобретается в игре.
Из самых действенных - "турбо-счёт" и "хали-гали", но в целом подсчёт очков в любой игре тоже годится.

Иногда понятие числа формируется к 3 годам, иногда - только к 7-8.
В школе такой ребёнок будет пытаться как-то компенсировать своё непонимание, будет пытаться считывать правильный ответ по выражению лица учителя, или списывать у соседа, или пытаться выучить всё наизусть.

Если ребёнок плохо ориентируется в числах больше 12, то не торопитесь наращивать сложность и переходить к сотням, они не станут понятнее!
Возвращайтесь туда, где ребёнок уверен в своих силах, и двигайтесь постепенно.
Без ощущения успешности учиться невозможно!

Я встречала немало детей 8-9 лет, плохо считающих даже в пределах первого десятка, и затрудняющихся ответить, сколько будет 6 + 6, и просто столбики с примерами этим детям не помогали совсем, а вот игры и разнообразные подвижные занятия - ещё как помогали!
А вы сами помните какие-нибудь темы из школьной программы, с которыми у вас были сложности?
Tags: дошколка, математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments