Category:

Лекция А.А. Зализняка в школе "Муми-тролль" 17 февраля 2014

Меня Галя пригласила, и в понедельник я ходила на лекцию Андрея Анатольевича Зализняка "Из русского ударения".
Зализняк - великолепный лектор, поэтому к нему интересно ходить на любые лекции, хоть про берестяные грамоты, хоть про что угодно ещё.
На этот раз он рассказывал о том, как было, по предположениям славистов, устроено ударение в древне-русском языке, и какой переходный процесс мы можем наблюдать сейчас.
Поскольку сейчас в русском языке нет общего правила о том, как ставить ударение, то многие формы нам приходится просто запоминать.
Тем не менее, про какие-то незнакомые нам слова мы можем обычно предположить - где именно стоит в них ставить ударение.

Альбом: Зализняк

Андрей Анатольевич Зализняк


На лекцию приехали ученики из разных школ, в том числе из 179.
Места в зале быстро закончились, некоторые из школьников вскарабкались под потолок и сидели там.

В качестве примера Андрей Анатольевич привёл ныне не употребляющееся слово "десятерник".
Даже те, кто ни разу не использовал и не встречал это слово, всё равно однозначно понимают, где поставить ударение в этом слове, и где - в форме "два десятерника".

В некоторых языках этой проблемы "куда поставить ударение" вообще нет.
Во французском языке ударение чаще всего ставится на последнем слоге, в чешском и латышском - чаще всего на первом, в польском - на предпоследнем.
А вот в русском языке всё намного сложнее.

Вот, к примеру, один корень -голов-.
голова, две головы, головой, головкой.
Ударение во всех этих формах мы просто помним.

Более того, во всяких длинных словах мы ухитряемся тоже его ставить однозначно:
перераспределено, выкристаллизовавшийся.

Языки медленно и неуклонно меняются, и в том числе может меняться система ударений.
Это может занимать 300-1000 лет.
Мы как раз находимся посередине, какие-то старые правила уже утрачены, новые ещё не вполне прижились.



В древне-русском языке была весьма стройная система расстановки ударений, сейчас она сохранилась в части случаев.
Вот, к примеру, ещё недавно правильным ударением было

"на пять", "на шесть", "на семь", на восемь", "на девять", "на десять", но сейчас уже многие не говорят "на семь", а говорят по аналогии с остальными - "на семь".
и до сих пор сохранилось "семнадцать", "восемнадцать".


А так выглядит переход от старой системы к новой на примере глаголов.
(красным - новая норма, зелёным - старая)

А вот весьма приятная задачка, которую Зализняк предложил слушателям:

Красным отмечена новая норма, зелёным - старая.
Какое правило общее для всех этих изменений?

Всё не буду пересказывать, но было чрезвычайно интересно.
Не знаю, насколько эти дети осознают, сколь великий учёный перед ними выступал...