jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Освоение счёта - не с единицы

Когда взрослого просят на шкале, где отмечены 0 и 20, отметить 12, он сразу понимает, где это число должно быть.
Вон там, чуть дальше середины.
Можно сравнить наше понимание числового ряда с лифтом, который сразу же может нас отвезти на нужный этаж.
Если там ноль, а тут 20, то 10 посередине, 12 неподалеку от него.
А детей 5-7 лет эта задача может поставить в тупик.
У многих детей этот навык формируется не мгновенно, и удивительно, что взрослые это не всегда замечают.
Пока навык и идея числовой оси не вполне сформированы, ребёнок может попасть к числу 12 только одним способом - пробормотав все числа от единицы до двенадцати.

Вот, скажем, я прошу назвать соседа снизу от числа 5.
Ребёнок быстро отвечает: "Четыре!"

Прошу назвать соседей у числа 3.
Называет 2 и 4.

Прошу назвать соседей у числа 11.
... И тишина.
А потом смотрю: губами шевелит, считает до 11... Потом отвечает. Правильно отвечает, идею понимает!
Но прямого доступа к числу 11 пока нет.
Для таких игр у меня есть бумажные тарелки с числами от 1 до 12.
Чего мы с ними только ни делали!
Вешали на шею как медали - и строились по порядку.
Играли в поезд.
Раскладывали по порядку, а потом одну из тарелок переворачивали или прятали - и по соседям догадывались, что пропало.
Кидали мягкий мячик-сокс на тарелки. Попал на 3 - получаешь 3 палочки, попал на 5 - получаешь 5 палочек.

Альбом: дошк_март4


В этот раз у нас была новая игра - мы играли в многоэтажный дом, и тарелки обозначали номера этажей.
Мы брали игрушечную кошку, и я просила отвезти её на седьмой этаж, или на третий, или на девятый.


"А седьмой - это какая цифра?" - спрашивают младшие.
Порядковые числительные для многих сложнее, чем просто "семь".

А потом была более сложная задача:
покажи, как кошка шла по лесенке с этажа номер семь на этаж номер четыре.

Семь-шесть-пять-четыре! Стоп!



Некоторым малышам задача настолько сложна, что они ... проскакивают и топают вниз до первого этажа или вверх - до последнего.


А некоторым просто сложно удержать в голове задачу, то есть начало и конец движения.
Вверх топать проще, чем вниз.


А потом мы ещё играли в загаданный этаж.
Я прятала под одной из тарелок плоскую картинку с кошкой, и дети её искали, а я отвечала "выше", "ниже" или "нашли!"
И тут другая проблема: дети довольно долго не понимают, что я им всем сообщаю общую информацию, и полезно слушать, что я кому отвечала.
-Двенадцать? - ниже.
-Семь! -выше!
-Восемь! - выше!
-Пять?


Потом, правда, начинают понимать, что  искать надо уже между 8 и 12, но не все и не сразу приходят к этому пониманию.
 Зато когда понимают, то можно и до 20, и до 100 этажей играть, и уже без опоры на числовой ряд, на слух.
Мы с детьми в дороге в такие игры часто играли.
Tags: дошколка, математика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments