jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Чему учатся дети на уроках математики в первом классе?

Иногда мне кажется, что всю программу первого класса многие дети проходят за год до школы на подготовишке,
и для меня загадка, чему учатся потом эти дети в школе на уроках математики.
Отступать 4 клеточки?
Писать слово "ответ"?

При этом разброс по знаниям и навыкам между детьми одного и того же возраста бывает огромен.
Как ни странно, у учителей, родителей и воспитателей, работающих с этими детьми, не всегда есть чёткая картина в голове - что именно этот ребёнок уже твёрдо знает, а что ещё только осваивает.
Более того, многим взрослым бывает очень сложно понять, что там вообще можно не понимать - в математике для первоклашек?!

Я недавно проводила в Зеленограде открытые уроки для первоклашек, потом для шестилеток, а в зале сидели их учителя и воспитатели и наблюдали.
Мне кажется, если бы я просто им рассказала, что некоторые дети не понимают то-то и то-то, они бы мне не поверили, но дети, к счастью, демонстрировали всё очень наглядно.
Со школьниками мы начали с игры - сосчитай на слух и покажи на пальцах.
И очень заметно было, что многим детям сложно "переводить с языка на язык" и вообще считать то, что нельзя потрогать.

Ещё угадывали, сколько шагов до кошки, и тоже видно, как детям сложно соотносить свои шаги и расстояние, глазомер не работает, и опыт других детей тоже не помогает, что характерно.

Потом играли в "числа-соседи", идею все поняли, мои вопросы типа "у меня соседи на 12 и на 14 этаже, какой у меня этаж" - решали запросто, но кто-то в пределах 20, а кто-то только в первом десятке.
А вот придумать аналогичные задачи для меня - всем сложно, хотя почти все в итоге справились.

Разложила по полу тарелки с числами от 1 до 15, и переворачивала то одну, то другую. Дети должны были, глядя на остальные, понять, что же я перевернула.
Некоторые могут это узнать, только пересчитав все тарелки от первой - и до перевёрнутой.
То есть представление о ряде чисел есть, но как текст, как стих, который сложно начать не с единицы, не с первого куплета...

Играли со счётными бусами (5 белых и 5 темных), я сколько-то бусин зажимала в кулаке, а дети повторяли, потом отгадывали - сколько бусин у меня в кулаке и каких.
Аналогично играли с пальцами, со счетными палочками.
Если я прячу из 5 палочек 2, то дети это легко отгадывают.
А вот если они прячут, кто одну, кто три, и я отгадываю - они изумляются!
Смотрят, как на волшебницу!

В конце дала школьникам задачки про "я больше тебя" и про "раздели шоколадки для близнецов".
Дети так увлеклись, что не хотели уходить, и просили дать им ещё задачек.
На этой радостной ноте мы их и отправили обратно, а я начала обсуждать увиденное с учителями.

По-моему, в первом классе, помимо собственно счёта и каллиграфии, то есть умения писать цифры не зеркально и нужного размера, дети мало решают реально увлекательных задач.
А ведь столько всего можно было им предложить интересного!
И ещё мне кажется, что важно достаточно долго щупать. пересчитывать реальные предметы, шаги, пальцы, счетные палочки, а не торопиться переходить сразу к числам...

В первом классе хочется познакомить ребёнка не с идеей, что математика - это скучно и однообразно, а с тем, что это весело, разнообразно, и учит думать, рассуждать, понимать правила, а не гадать.

Альбом: дошк_март18

Играть со счётными палочками,
складывать одинаковые картинки,
менять на картинке положение только одной палочки,
придумывать задачи друг для друга...

Понимать, что такое "больше" или "меньше" в игре, а не в скучных примерах...


Мне еще во всех учебниках очень не хватает графических, геометрических задач,
а ещё я часто вижу, что сложности возникают от плохого уровня чтения и понимания текста...

А что ещё вам бы хотелось видеть на уроках математики?
Tags: дошколка, математика, фото, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →