jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Математика для шестилеток - что делать и к чему стремиться?

Я сегодня проводила открытый урок с шестилетками в родительской школе "Драгоценность".
И после этого мы обсуждали, чему мы в итоге хотим научить детей до школы, и чему они в идеале должны научиться к концу первого класса.

Мне кажется, что самое важное, что мы можем дать детям - это много разнообразного и интересного жизненного опыта.
В идеале мы, взрослые, можем смоделировать для детей ситуации, в которых они сами научатся думать, рассуждать, измерять, сравнивать, строить модели, предполагать - и проверять свои предположения.
Именно этим по сути и должна заниматься математика - логикой, гипотезами, экспериментами.
Математика  многими воспринимается как нечто чрезвычайно скучное, с единственным правильным ответом.
А в математике есть место и для исследований, и для поиска разных решений...

Какой же мы можем предложить опыт, какие эксперименты могут продвинуть детей в математике?

В первую очередь, мне кажется, важно дать детям самим осознать, что при помощи чисел можно записать информацию о количестве объектов, и это удобно!
Цифры позволяют записать даже то, что нельзя потрогать.
мяу  мяу-мяу - это 3.
Мяу-мяу  мяу-мяу-мяу - это 5,
гав-гав-гав   гав-гав-гав - это 6.

Впрочем, пока дети маленькие, им чрезвычайно важно достаточно долго считать не на цифрах, а на каких-то объектах.
Можно считать при помощи счётных бус, счётных кубиков, счётных палочек...

IMG_4422
И пальцы, пальцы - они же всегда рядом, и с их помощью так удобно считать!
Покажи 6 по-другому - это тоже про состав числа, но мы не учим наизусть слова, мы экспериментируем!

Альбом: дошк19_11

Счётные бусы - отличная штука.
5 белых и 5 тёмных бусин на шнурочке - это запросто можно сделать!
Дети легко повторяют узор, легко прячут в кулаке столько же бусин, сколько у меня.
И при этом если дети сами прячут несколько бусин в кулаке, а я отгадываю, сколько бусин и какого цвета они спрятали, дети поражаются.
Не верят.
Предполагают, что я подглядывала...

Когда первоклассникам запрещают считать на пальцах, это возмутительно!
Ребёнок не может научиться ходить, если он ещё не готов физиологически, если он не окреп и не накопил достаточно сил и ловкости.
И если мы будем ползающего ребёнка ставить посреди пола или водить за руку, он не станет лучше ходить прямо сегодня.
Со счётом аналогично - если ребёнку пока необходимы пальцы, то он ими пользуется.
Можно научить его считать не только на пальцах, но и при помощи кубиков, связок спичек, счётных палочек. Но убирать совсем опору на предмет явно рано.


Посчитаем точки - и отвозим карточку к нужной цифре.

И меня удручает, что сначала школьникам не дают считать на пальцах или на счётных палочках, а вслед за этим те же драконовские меры начинают применять и к дошкольникам.
Младшим детям тоже часто не велят считать на пальцах, объясняя это тем, что это дурная привычка, и потом этим этим детям в школе будет трудно.
Нет, по-моему, как раз наоборот.
Те дети, которые накопили достаточно сил и опыта, считая на пальцах, палочках и счётах, они-то как раз сами в какой-то момент откажутся от пальцев, потому что они уже ПРОСТО  ЗНАЮТ  ОТВЕТ.
Как мы с вами.
А те, кого заставляли учить наизусть и работать без точек, без пальцев, сразу с цифрами, будут по-прежнему путаться и угадывать верный ответ по лицу учителя...


Связки спичек и игральные кубики с точками отлично работают!
Выпало 3 и 5 - берём 3 связки по 10 и 5 отдельных спичек, получаем 35.
Можно играть в магазин, покупать что-то на эти спички...


Счётные кубики - построй башню такой высоты, сколько кубиков на карточке.

Альбом: дошк_март25

Рисуем монстров - как выпало на кубике.
Если выпало 5, рисуем 5 голов,
если выпало потом 4 - рисуем 4 руки,
потом 6 ног и тп.


Хочется научить детей не только выполнять наши задачи, но и придумывать свои:
Вот, скажем, сам сложи какую хочешь картинку из кубиков "сложи узор", а потом зарисуй то, что ты сложил.

Альбом: дошк_март4

Собери какую хочешь бабочку из мозаики, но чтобы крылья были симметричными,
а потом сделай такую же из наклеек.


Рассортируй по множествам - туда синие, туда жёлтые, туда весёлые


Турбо-счёт - отличная игра, помогающая научиться считать, читать выражения "больше", "меньше", "больше или равно".

Арифметику можно тренировать, играя в самые разные настольные игры, считая свой выигрыш...


А помимо арифметики есть и пространственное воображение - кубики, узоры из палочек, из мозаики...


Из кубиков можно придумать немало сложных задачек!

Мне кажется, что итогом занятий математикой с дошкольниками должен быть интерес к математике, радость от решения задачек, а не прописи с цифрами и не столбики с примерами.
Должно быть ощущение, что в математике есть правила, и эти правила можно понять!

Мы многие понятия осваиваем на ходу, на бегу, а не сидя за партами.
И для многих детей это очень важно, ведь в движении они ... лучше думают!
Tags: дошколка, лекция, математика, мышематика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →