jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Семинары для родителей и преподавателей - как играть в математику?

Вчера в Мытищах, в школе "Маяк", а сегодня в школе "Драгоценность" у меня были открытые уроки, а потом обсуждения со взрослыми...
Фотографий почти нет, поскольку я была занята проведением уроков.
Попробую пересказать, как это было.

Возможно, описания наших игр и занятий будут интересны и другим родителям,
и преподавателям, которые в этот раз не смогли приехать.

У меня было достаточно просторное пространство с ковром на полу и с доской,
а с двух сторон наш игровой уголок был огорожен лавочками и стульями, на которых сидели наблюдатели.
Таким образом, пространство было очень удачно очерчено,
было ясно, где место для игры, а где - для зрителей.

В 13 часов пришли самые маленькие, то есть четырёхлетки.
Мы с ними начали с игры Spot it Jr, (как "Доббль", но со зверюшками, по 6 разных картинок на каждой карточке), просто для того, чтобы они осмелели, оторвались от родителей и подошли ко мне.
Мы играли по таким правилам: я давала каждому из детей 2 карточки, и они должны были мне найти, какого зверя два, то есть что совпадает. Потом я одну карточку забирала - и давала новую пару.
После этого я убрала игру, поставила детей в ряд, и попросила помахать мне 1 рукой, потом 2 руками, потом 1 ногой, потом - спрятать руки за спину.
После этого дети уже вполне взбодрились, поверили в то, что я не кусаюсь, и в то, что я им предлагаю вполне посильные задания.
Я просила показать столько же пальцев, сколько у меня.
Потом - показать столько пальцев, сколько я попрошу, скажем, 4 или 2 или 6.
А потом - если я скажу "гав" - показать 1 палец, а если "гав-гав", то 2 пальца.
(С точки зрения взрослых, задача такая же простая, но половине четырёхлеток вообще непонятно, как можно сосчитать звук, который нельзя потрогать!)
Некоторые справились, некоторые сбились, показали не 2, а 10 пальцев...
Потом я просила детей по одному выйти на край ковра и пройти ровно 3 или ровно 4 шага. Тоже для половины детей это оказалось запредельно сложным заданием.
А после этого мы строили картинки из кубиков "сложи узор", и с этим дети вполне успешно справлялись.

Потом были пятилетки, с ними мы тоже поиграли в счёт на пальцах, а ещё играли со счётными палочками - складывали картинки по образцу, потом я перекладывала одну палочку, и надо было угадать, какую именно. Многим детям 5 лет проще всю картинку разрушить до основания и собрать заново, чем увидеть, какую одну палочку переложили.
А ещё я просила детей спрятать 1, 2 или 3 палочки, а я угадывала, кто сколько спрятал.
Дети каждый раз удивлялись, и предполагали, что я подглядываю.
Потом дети складывали из своих 5 палочек картинки, какие они сами хотели, а я их фигурки зарисовывала на доске. если твою фигуру нарисовали, можно новую складывать. (Тоже версия игры на внимательность)
Играли в бабочек: 2 кубика, на одном желтый, оранжевый и красный, на другом синий, зелёный и фиолетовый. Если выпало зелёный и оранжевый, то надо найти бабочку этих двух оттенков.
Потом угадывали, сколько шагов до кошки, и играли в беготню. Дети бежали по кругу, а если я говорила "стоп-1", должны были встать на 1 ногу, а если "стоп-3" - на две ноги и 1 руку, или 2 руки и 1 ногу.
Ещё складывали по схеме башенки из оранжевых кубиков (мой любимый конструктор tangramino из Канады), потом я каждому дала задание - надо было собирать из кубиков башенки по схеме, в любом порядке (а там по 12 разных башен на листе), и про каждую башню обвести - сколько в ней деталей.
Дети были так увлечены процессом, я их еле выгнала )

С шестилетками мы считали и играли со счётными бусами,
раскладывали тарелки по порядку от 1 до 12,
угадывали, сколько маленьких шагов до кошки,
считали на пальцах,
а потом складывали сложные узоры из кубиков "сложи узор".
А потом я им на доске нарисовала схему и подписала С-синий, К-красный, Б- белый, Ж - жёлтый.
Половина детей поняла эти обозначения, остальные спросили раз по пять каждый: "А "С" - это красный? А "Б" - это жёлтый?"

Потом мы отпустили всех детей, а после перерыва обсуждали игры,
и почему я считаю, что считать на предметах важнее, чем сразу переходить к цифрам,
и как можно включать подобные игры в свои занятия...
Я рассказывала про логические игры - Сет, Барабашку.
Показывала и рассказывала, как играть в мои любимые игры "Банды Умников",
подробно рассказывала про "Турбо-счёт", и показывала, как мы ещё играем с этими карточками.
(кстати сказать, они сейчас собирают предзаказ на новую игру, "Зверобуквы")

Обсуждали, откуда могут возникать проблемы с арифметикой у первоклассников,
и стоит ли переходить к большим числам до того, как будет освоено, ощупано количество до десяти...

Альбом: math_seminar_apr14

После семинара в "Маяке".
(вообще-то, там было человек 30 преподавателей, но к этому моменту почти все уже разошлись)

А сегодня в "Драгоценности" было человек 15 родителей с пятилетками,
и я не была уверена, смогу ли я одна справиться с такой кучей детей.
К счастью, дети были чрезвычайно славные и вменяемые, играли хорошо, включались активно.


Мы угадывали, сколько шагов до кошки,


Раскладывали по порядку потерявшиеся кнопки "лифта",
потом водили по этажам "кошку",


Например, с 11-ого этажа на седьмой.
Некоторым детям очень сложно начинать считать не с 1, а с 7 или с 11, и считать вниз.

А потом мы договорились, что ближе к первому этажу - это вниз, ближе к последнему - это вверх.
И я просила кошку подвинуть на 1 этаж вверх, потом на 3 вниз, потом на 2 вверх, и еще на 3 вверх, и тд.


После этого мы раскладывали карточки от "турбо-счета" - по количеству.
Некоторые ухитрились найти 9, хотя там максимально по 8 зверей на карточке.
Была путаница небольшая в 6-7-8,
эти числа дети не умеют ухватывать взглядом,
и с ними проблем больше всего обычно и при сложении, и при попытках выучить этот злосчастный "состав числа".


Видно, что детям, для уверенности, что на карточке ровно 6 зверей, мало подписи на тарелке "6", им надо каждому самому проверить, пересчитав пальчиком.

А потом я попросила дать мне карточку, на которой 5 зверей.
И дети не смотрели на тарелки, а снова пересчитывали всё с единицы.
А самое сложное было - дать мне 2 карточки, чтобы на них вместе было ровно 5 зверей.
Эту сложную формулировку не поняло примерно половина детей.


остальные сообразили - и приносили мне 4 +1 или 2 +3


Потом мы играли в "раз-два-три, Лёня, смотри!" и в "летел лебедь по синему небу".

А после этого мои помощники Ваня и Женечка ушли с детьми в другой зал, и там с ними играли,
пока я рассказывала родителям теорию,
показывала игры - Сет, Свиш, турбо-счет, делиссимо, много-много,  Спящих королев...
Хорошо получилось, спасибо всем участникам за интересные вопросы!

О, кстати, про игры:
моя знакомая, Лена Снарская, проводит в ИИСТе семинар для родителей про игры с дошкольниками.
Tags: дошколка, игры, математика, семинар, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments