Фотографий почти нет, поскольку я была занята проведением уроков.
Попробую пересказать, как это было.
Возможно, описания наших игр и занятий будут интересны и другим родителям,
и преподавателям, которые в этот раз не смогли приехать.
У меня было достаточно просторное пространство с ковром на полу и с доской,
а с двух сторон наш игровой уголок был огорожен лавочками и стульями, на которых сидели наблюдатели.
Таким образом, пространство было очень удачно очерчено,
было ясно, где место для игры, а где - для зрителей.
В 13 часов пришли самые маленькие, то есть четырёхлетки.
Мы с ними начали с игры Spot it Jr, (как "Доббль", но со зверюшками, по 6 разных картинок на каждой карточке), просто для того, чтобы они осмелели, оторвались от родителей и подошли ко мне.
Мы играли по таким правилам: я давала каждому из детей 2 карточки, и они должны были мне найти, какого зверя два, то есть что совпадает. Потом я одну карточку забирала - и давала новую пару.
После этого я убрала игру, поставила детей в ряд, и попросила помахать мне 1 рукой, потом 2 руками, потом 1 ногой, потом - спрятать руки за спину.
После этого дети уже вполне взбодрились, поверили в то, что я не кусаюсь, и в то, что я им предлагаю вполне посильные задания.
Я просила показать столько же пальцев, сколько у меня.
Потом - показать столько пальцев, сколько я попрошу, скажем, 4 или 2 или 6.
А потом - если я скажу "гав" - показать 1 палец, а если "гав-гав", то 2 пальца.
(С точки зрения взрослых, задача такая же простая, но половине четырёхлеток вообще непонятно, как можно сосчитать звук, который нельзя потрогать!)
Некоторые справились, некоторые сбились, показали не 2, а 10 пальцев...
Потом я просила детей по одному выйти на край ковра и пройти ровно 3 или ровно 4 шага. Тоже для половины детей это оказалось запредельно сложным заданием.
А после этого мы строили картинки из кубиков "сложи узор", и с этим дети вполне успешно справлялись.
Потом были пятилетки, с ними мы тоже поиграли в счёт на пальцах, а ещё играли со счётными палочками - складывали картинки по образцу, потом я перекладывала одну палочку, и надо было угадать, какую именно. Многим детям 5 лет проще всю картинку разрушить до основания и собрать заново, чем увидеть, какую одну палочку переложили.
А ещё я просила детей спрятать 1, 2 или 3 палочки, а я угадывала, кто сколько спрятал.
Дети каждый раз удивлялись, и предполагали, что я подглядываю.
Потом дети складывали из своих 5 палочек картинки, какие они сами хотели, а я их фигурки зарисовывала на доске. если твою фигуру нарисовали, можно новую складывать. (Тоже версия игры на внимательность)
Играли в бабочек: 2 кубика, на одном желтый, оранжевый и красный, на другом синий, зелёный и фиолетовый. Если выпало зелёный и оранжевый, то надо найти бабочку этих двух оттенков.
Потом угадывали, сколько шагов до кошки, и играли в беготню. Дети бежали по кругу, а если я говорила "стоп-1", должны были встать на 1 ногу, а если "стоп-3" - на две ноги и 1 руку, или 2 руки и 1 ногу.
Ещё складывали по схеме башенки из оранжевых кубиков (мой любимый конструктор tangramino из Канады), потом я каждому дала задание - надо было собирать из кубиков башенки по схеме, в любом порядке (а там по 12 разных башен на листе), и про каждую башню обвести - сколько в ней деталей.
Дети были так увлечены процессом, я их еле выгнала )
С шестилетками мы считали и играли со счётными бусами,
раскладывали тарелки по порядку от 1 до 12,
угадывали, сколько маленьких шагов до кошки,
считали на пальцах,
а потом складывали сложные узоры из кубиков "сложи узор".
А потом я им на доске нарисовала схему и подписала С-синий, К-красный, Б- белый, Ж - жёлтый.
Половина детей поняла эти обозначения, остальные спросили раз по пять каждый: "А "С" - это красный? А "Б" - это жёлтый?"
Потом мы отпустили всех детей, а после перерыва обсуждали игры,
и почему я считаю, что считать на предметах важнее, чем сразу переходить к цифрам,
и как можно включать подобные игры в свои занятия...
Я рассказывала про логические игры - Сет, Барабашку.
Показывала и рассказывала, как играть в мои любимые игры "Банды Умников",
подробно рассказывала про "Турбо-счёт", и показывала, как мы ещё играем с этими карточками.
(кстати сказать, они сейчас собирают предзаказ на новую игру, "Зверобуквы")
Обсуждали, откуда могут возникать проблемы с арифметикой у первоклассников,
и стоит ли переходить к большим числам до того, как будет освоено, ощупано количество до десяти...
Альбом: math_seminar_apr14 |
После семинара в "Маяке".
(вообще-то, там было человек 30 преподавателей, но к этому моменту почти все уже разошлись)
А сегодня в "Драгоценности" было человек 15 родителей с пятилетками,
и я не была уверена, смогу ли я одна справиться с такой кучей детей.
К счастью, дети были чрезвычайно славные и вменяемые, играли хорошо, включались активно.
Мы угадывали, сколько шагов до кошки,
Раскладывали по порядку потерявшиеся кнопки "лифта",
потом водили по этажам "кошку",
Например, с 11-ого этажа на седьмой.
Некоторым детям очень сложно начинать считать не с 1, а с 7 или с 11, и считать вниз.
А потом мы договорились, что ближе к первому этажу - это вниз, ближе к последнему - это вверх.
И я просила кошку подвинуть на 1 этаж вверх, потом на 3 вниз, потом на 2 вверх, и еще на 3 вверх, и тд.
После этого мы раскладывали карточки от "турбо-счета" - по количеству.
Некоторые ухитрились найти 9, хотя там максимально по 8 зверей на карточке.
Была путаница небольшая в 6-7-8,
эти числа дети не умеют ухватывать взглядом,
и с ними проблем больше всего обычно и при сложении, и при попытках выучить этот злосчастный "состав числа".
Видно, что детям, для уверенности, что на карточке ровно 6 зверей, мало подписи на тарелке "6", им надо каждому самому проверить, пересчитав пальчиком.
А потом я попросила дать мне карточку, на которой 5 зверей.
И дети не смотрели на тарелки, а снова пересчитывали всё с единицы.
А самое сложное было - дать мне 2 карточки, чтобы на них вместе было ровно 5 зверей.
Эту сложную формулировку не поняло примерно половина детей.
остальные сообразили - и приносили мне 4 +1 или 2 +3
Потом мы играли в "раз-два-три, Лёня, смотри!" и в "летел лебедь по синему небу".
А после этого мои помощники Ваня и Женечка ушли с детьми в другой зал, и там с ними играли,
пока я рассказывала родителям теорию,
показывала игры - Сет, Свиш, турбо-счет, делиссимо, много-много, Спящих королев...
Хорошо получилось, спасибо всем участникам за интересные вопросы!
О, кстати, про игры:
моя знакомая, Лена Снарская, проводит в ИИСТе семинар для родителей про игры с дошкольниками.