jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Феномены Пиаже

Есть такая красивая история о том, что не надо забегать вперёд, всему своё время и тп.
Идея в том, что дети не сразу понимают смысл чисел, идею количества, и оценивают "больше-меньше" скорее по тому, где больше места занимает, а не по тому, где больше предметов.
В 3-4 года многие дети уверенно утверждают, что 3 больших кубика больше, чем пять маленьких.
Описаны подобные эксперименты не только у Пиаже, и я время от времени их сама провожу - и радуюсь.
Обычно этот фокус удаётся наблюдать у тех детей, которые освоили трюк "тыкать пальчиком в предметы и произносить "один - два-три-четыре-пять", но у которых ещё не сформировано понятие числа как некой универсальной меры.
Скажем, многие дети 4-5 лет впадают в ступор, если ... попросить их пройти 6 шагов и остановиться.
Или сделать 3 больших шага, потом 5 маленьких шагов - и остановиться.
Они умеют пересчитывать предметы, но ещё не умеют пользоваться счётом.
Парадокс.

Классический эксперимент проводил и описывал А. Звонкин (Вообще книжка "Малыши и математика" очень вдохновляет и наводит на массу интересных мыслей. Жаль, что он не записывал игры и занятия первого года)

На столе в ряд лежит 8 монет.
Под каждой монетой кладут по спичке, и пересчитывают, убеждаясь, что их точно 8.
А потом на глазах у ребёнка спички сдвигают, и они лежат более плотной кучкой. А монеты раздвигают пореже.
И спрашивают, а теперь чего больше - монет или спичек?
И многие дети говорят: "А теперь монет больше!"
Хотя они видели, что мы спички не убирали.

Более того, можно пару монет убрать - и дети согласятся, что теперь поровну.

В этот момент пускаться в объяснения бессмысленно,
это просто симптоматичная такая игра,
и от ваших объяснений понимания не случится!
До понимания дети сами дойдут позже, опытным путём!

Как это выглядело у нас:
Альбом: дошк_апр15_16

Я попросила разложить по этажам карточки от игры "турбо-счёт".
Рядом с тарелкой 6 - карточки, на которых по 6 зверей, и тп.

Дети поняли идею, все разложили.
Только 9 откуда-то нашли ))


Получилось как-то так

Пересчитали карточки с 1, 2 и 3 зверями,
убедились, что их поровну.

А потом я решила проверить свою гипотезу, и переложила карточки на глазах у детей.


Теперь один ряд выглядел более длинным.


И что же?
Те дети, которые только что сами пересчитывали каждый ряд, такая пальчиком,
уверенно сказали, что теперь "двоек" больше всего, а единичек совсем мало.

Моих родных детей ни разу не удавалось поймать на такие штуки,
и я каждый раз радуюсь, когда вижу эту красоту.

И главное, что через год обычно само проходит, устаканивается - и дети начинают уверенно пользоваться числами.

А вам случалось наблюдать подобные феномены у своих детей?
В каком возрасте?
Tags: дошколка, математика, психология, феномен Пиаже, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →