jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Маленькая Соня и феномены Пиаже

Сегодня мы с несколькими малышами играли в математику -
складывали картинки из кубиков "сложи узор" и из счётных палочек,
показывали нужное число на пальцах,
считали, сколько раз я сказала "мяу" и тп.

Маленькая Соня подобные игры обожает.
(Говорят, она и дома любит играть "в тётю Женю")

Соня любит строить по образцу из чего угодно - из палочек, из кубиков, из верёвочек.



А потом сама строит и просит взрослых за ней повторять.


Так вот, сначала мы считали яркие пуговицы, которые я раскладывала на ковре и накрывала листочком бумаги.
1, 2 или 3 предмета Соня называет сразу, не пересчитывая, а 4 и 5 - уже подходит и пересчитывает пальцем, не ошибаясь.

Потом мы считали кусочки мозаики, которые я дала детям.
Соне и Георгию я дала по 6 жёлтых шестиугольничков - это у нас были тарелочки.
А на каждую тарелочку мы складывали по одному зелёному треугольнику - это были кусочки яблока.
На каждой тарелке - по яблочку.

После этого я закрывала глаза, а дети прятали 1, 2 или 3 яблочка - и я отгадывала, кто сколько спрятал.
Потом они закрывали глаза, я прятала их "яблочки", и они отгадывали - безошибочно.

В общем, было очень наглядно, выступает Женя Кац и её дрессированные дети.
Но я-то понимаю, что эти дети, хотя и любят считать и играть со мной в математику, да и считают, возможно, лучше и активнее многих пятилеток, всё равно ещё маленькие! И на самом деле понятие числа и количества у них ещё не вполне сформировано.

И вот после всех этих игр, когда мы много раз отгадывали, сколько не хватает треугольников, потом раскладывали каждый треугольник на свою тарелочку, я предложила сделать так:
сложить на ковре одну дорожку из шестиугольников,
а другую - из треугольничков.

Очевидно, жёлтая дорожка заняла намного больше места, ведь по размеру каждый из шестиугольников состоит из 6 треугольников!

Мы для верности ещё раз пересчитали - жёлтых фигурок шесть.
И зелёных тоже шесть.
-Соня, а где больше фигурок?- спросила я коварно. - Каких тут больше, жёлтых или зелёных?
-Жёлтых! - уверенно ответила Соня.
А Георгий заколебался. Что-то ему подсказывало, что поровну, но и уверенности не было.

Тогда я разложила на полу два одинаковых длинных шнурка.
Дети оба сказали, что они одинаковые.
Потом один шнурок я скомкала, а другой вытянула.
-А теперь этот меньше! - показали дети на скомканный.

Нагляднее всего было бы и с водой проверить, на это и шестилетки часто "покупаются".
Из двух одинаковых полных чашек переливают воду (или сок) в разные емкости. Из одной чашки всю воду выливают в плоскую тарелку, а из другой - в высокий узкий стакан или бутылку.
И дети уверенно говорят, что в высоком стакане воды больше.

С возрастом такие штуки проходят сами,
это как раз тот самый случай, когда правильно заданный вопрос куда важнее, чем ответ.
Tags: дошколка, математика, феномен Пиаже, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments