jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Родной язык - как и зачем его изучать нашим детям?

Когда я перечитывала мою любимую книжку "Дорога уходит в даль" Бруштейн, я обратила внимание на то, что Сашенька учила родной язык примерно по таким же учебникам, по которым учились и мы в детстве.
Прописи и каллиграфия, разбор предложения, разбор слова и разбор текста... За сто лет мало что поменялось: в школе учили скучно и нудно, и только её прекрасный домашний учитель мог эту же премудрость преподнести интересно и увлекательно.
Меня этот вопрос всегда занимал: дети же тоже носители языка, когда они в школе начинают изучать в 7-8 лет предмет "русский язык", они с этим языком уже более-менее свободно обращаются. И значит, можно сделать обучение интересным и увлекательным! Они ведь не совсем "чайники", что-то уже знают, и на этот их багаж надо опираться.

В родной язык можно и нужно играть!
Можно взять бомбочку от игры "тик-так-бум" - и придумать к ней массу новых карточек. Про что хотите - про суффиксы или про нужную букву в корне, про предложение или словосочетание из заданных частей... В этом журнале, кстати, масса интересных идей про то, как сделать увлекательными уроки русского языка:
http://nekakprivikli.livejournal.com

Обучение родному языку не должно ассоциироваться у детей с мучением!
Даже прописи и развитие моторики можно сделать увлекательными.
http://tromentano.livejournal.com/39624.html
В начальной школе, где учился мой сын, не зачёркивали красным ошибки, а подчёркивали самые удачные и красивые буковки зелёным - и это работает! Почерк у всех детей стал вполне читабельный, разборчивый - без криков и наказаний.

Иногда родители и учителя пытаются одновременно наращивать сложность сразу по двум параметрам, а то и более.
Они хотят, чтобы дети писали - сочиняли! - свои тексты, красивым ровным почерком, без ошибок, не пропуская буквы. И списывали - увлечённо и аккуратно.
Мне кажется, что тут уж или-или.
Если мы хотим сделать упор на красоте почерка - отлично, но тогда не надо одновременно выдумывать текст. Можно предложить детям выбрать каждому свой любимый отрывок, и переписать его в тетрадь максимально красиво.


Многим детям нравится писать буквы пером, чернилами, тушью.
Отлично!
Сделаем урок каллиграфии. Будем переписывать тексты, выбирать подходящий почерк, завитушки или готику...

А теперь сочиняем что-то своё - но тут уж почерк может быть любым, хоть печатным, хоть не слитным...

И если мы хотим, чтобы дети писали охотно, то не надо их ругать за ошибки.
Даже если он пишет КАРОВА, СЛЬОД ТУРЬЕСТЬЯТ или ЗДЕЛАЙУ - это не катастрофа, поверьте!
Если вы хотите отбить охоту к самостоятельным письмам - тогда, конечно, ругайте, зачёркивайте красным и стыдите.
А если хотите, чтобы дети могли что-то написать сами, не из-под палки, то хвалите даже за текст с ошибками.
Вы можете сказать: "Как ты интересно записал это слово! А знаешь, взрослые обычно пишут его не так, а вот так!" (По сути - вы указали на ошибку, но в такой форме это совсем не так обидно)

Родители часто переживают, что дети мало читают, или читают не то, или не дочитывают...
А некоторые, честно прочитав что-то из классики, на другой день забывают.
Можно ли как-то изменить ситуацию?
Как обстоят дела с изучением текстов и с написанием сочинений в других странах?
В Германии, например, учат писать самые разные тексты, не только литературный анализ текста, но и деловое письмо, и научную статью, и приглашение... вот тут на сайте papmambook.ru очень интересная статья про это.

А если вам кажется, что прогресса нет?
А если в упражнении ошибок нет, а в сочинении - в тех же словах - море ошибок?
Вы думаете, что вы занимаетесь зря, и ребёнок просто неспособен написать грамотно.
Но на самом деле, эта ситуация у многих детей бывает: в упражнении на безударные гласные они все эти гласные пишут правильно. А вот в сочинении или письме ляпают кучу ошибок, просто потому, что мысль их занята в этот момент не орфографией, а смыслом, содержанием письма!

Для тех, у кого русский язык - не родной, или один из двух (или трёх) - есть чудесный журнал про занятия языками с детьми-билингвами.
http://2lingual.livejournal.com/37950.html

Ко мне всё время приходят родители и жалуются, что их дети не любят читать.
При этом некоторые из детей реально читают с трудом и по слогам - какая уж тут любовь к чтению!
В таком случае надо читать вместе вслух, читать через строчку, читать стихи по ролям, перечитывать знакомые стихи - чтобы ребёнок научился сходу узнавать в лицо разные слова, не спотыкался бы на словах "ее" или "его"...

А какие у вас есть идеи - как сделать обучение родному языку интересным и привлекательным для детей?
Tags: русская школа, русский язык, словесные игры, ссылки, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments