jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Не бибикайте, если перед вами ученик!

Сегодня читала в Сиэтле лекцию для учителей и родителей - о том, как учить детей математике, что делать - и чего НЕ делать.
Мне часто приходилось видеть, как родители выходят из себя, если их дети не могут справиться "с элементарным заданием". И ещё я замечала, что соседскому ребёнку или племяннику будут объяснять более спокойно и не напрягаясь, а вот то, что свой собственный сын, скажем, путает цифры 7 и 8, или при счёте пропускает 18, или до сих пор не выучил таблицу умножения - вот это многих бесит.

А сами вы часто учитесь с нуля чему-то?
Что вам при этом помогает больше всего, и что мешает и огорчает?
Если вы едете на машине по улице, а перед вами едет водитель-новичок со знаком "У", станете ли вы ему бибикать?
Вряд ли.
Последствия могут быть непредсказуемы.
И если вы сами чему-то только недавно начали учиться, вы ждёте, вероятно, поддержки и помощи, одобрения, а не критики.

Легко ли водить, если рядом кто-то сидит и критикует каждое ваше движение?
И бубнит вам в ухо, что тормозить надо более плавно, и поворотник не включать настолько заранее?

А ведь именно так выглядит у многих семей "выполнение домашнего задания"!
Мама сидит над первоклашкой и критикует каждое его движение:
то он не ту букву написал, то палочка слишком длинная, то кружочек не слишком ровный...

Учитесь замечать хорошее, подчёркивать успехи и удачи, а не ошибки!

Сегодня в самом начале лекции я провела эксперимент: раздала каждому из родителей верёвочку и показала простую фигуру "комар".
После моего первого показа повторить смогли, кажется, двое из 20 человек. После второго показа - ещё трое.
Если медленно делать одновременно со мной - то смогли все.
Но как только я предложила попробовать без меня, самостоятельно, осталось опять трое.
А остальные или не помнили, с чего начать, или путались в последовательности движений.
Более того, даже те, кто выучили движения в самом начале лекции, к концу - снова забыли.
И это было очень убедительно для многих:
когда осваиваешь новый навык, нужно уметь осмыслить его и разбить на много отдельных этапов, и нужно придумать себе метафору - как связать эти этапы между собой, и нужно много раз повторить, чтобы запомнить. И всё равно это не гарантия, что завтра вы сможете этот фокус воспроизвести снова.

У детей - та же история.
Один вчера понял идею умножения, сегодня снова забыл.
Другой вчера умел писать буквы Б и Д, а сегодня снова их путает.
Третий то пропускает при счёте 8, то снова помнит о нём.

А вы помните какие-то школьные сложности, которые мешали вам в детстве?
Какие-то темы, которые не давались?
Tags: психология, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →