jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Об учёбе, о школе, о мотивации

Сегодня в "Гиперионе" был очень интересный семинар Сергея Пархоменко из "Банды умников", с отличными примерами и очень наглядными играми.
Мы обсуждали, кто что помнит из школьной программы, и какая мотивация была у нас самих, когда мы ходили в школу - и главное, что из того, что мы учили в школе, мы помним до сих пор.

Когда ребёнок начинает ходить, он делает это пока не слишком ловко и уверенно, но все радуются его первым шагам, поощряют всячески его попытки самостоятельно перемещаться. И когда малыш начинает говорить, он заинтересован в этом сам, он хочет общаться, ему надо объяснить родителям, что он хочет. И родители его всячески ободряют и поддерживают, и радуются его успехам.

Дети любят играть, заниматься конструкторами, слушать книжки, задавать вопросы.
Но в какой-то момент родители решают: "Хватит. Теперь надо заниматься серьёзными вещами!" И сажают ребёнка за прописи, с буковками или цифрами.
Или ведут на "подготовку к школе" - в первую очередь, чтобы ребёнка, живого и непоседливого ... научили СИДЕТЬ. И не просто сидеть, а тихо. И слушаться. И делать то. что велено, а не то, что интересно.
Вот уж и вправду, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать.
Массовое образование, и классно-урочная система, придуманная Яном Амосом Коменским, хорошо работает для образования с нуля.
Но у нас сейчас во многие школы для поступления на подготовишку надо показать, что ребёнок умеет читать и считать. А на подготовишке его будут учить сидеть, не бегая во время урока, и слушаться, и писать прописи...

Более того, очень часто детей начинают учить чему-то исключительно в форме "сядь и пиши" или "сядь и делай так, как я сказал!"
А ведь можно научиться очень многим школьным премудростям на бегу, на скаку, на прогулке или в спортивном зале, не усаживаясь за парту!

Вот ребёнок учится писать письменными буквами.
Даже если не брать в расчёт осмысленность в современном мире этого навыка, всё равно картина получается такая:
ребёнок старается, пыхтит, списывая фразу из 3 слов, стараясь все буковки написать слитно, не вылезая за строчки, не пропуская буквы, не перепутав право-лево.
А в итоге мы, взрослые, всё равно на автопилоте придираемся: пробел между словами слишком маленький! Забыл начать фразу с большой буквы! Эх ты!

Или ребёнок учится считать. И его учат писать цифры, и произносить числа по порядку, 1-2-3-4-5-6-7 - как скороговорку. Только никто не учитывает при этом, что дети, умеющие произносить числа по порядку до ста, ещё не умеют толком считать!
И очень быстро дети начинают теряться, отставать, чувствовать себя неуспешными.
И чем дальше, тем меньше они хотят ходить в школу.

-Ну что ты, - уговаривают родители: в школу надо ходить,
чтобы получать хорошие отметки,
чтобы сдать ЕГЭ и другие экзамены,
чтобы не получать "двойки",
и тп.
Но только вот все эти доводы мало мотивируют. Они все - на когда-то потом, и не затрагивают интересов сегодняшнего дня.
А дети любят учиться тому, что интересно,
тому, что удивительно,
любят получать ответы на свои вопросы...

А сами мы, кстати, со школы чаще всего помним то, что было нам интересно, или то, что встраивалось хорошо в цельную картинку.
Школа же сейчас по очень многим предметам вместо цельной картины даёт много разрозненных фактов.
Многие школьные учителя учат с детьми НАИЗУСТЬ таблицу сложения.
Как стишок.
Чтоб ночью разбуди, мог ответить: "семь плюс два равно девять!"
Но вот ведь беда, это заучивание не даёт понимания.
И ребёнок, выучивший, что 7 + 2 = 9, не уверен, сколько будет 2 + 7, и уж совсем глубоко задумывается над вопросом 9 - 2.
Если он выучил стишок без понимания, то эти вопросы для него новые, и ответ на них надо заучивать отдельно...

Вот вы, скажем, что помните из школьного курса физики или химии?
И помните ли вы, где в жизни применяется тригонометрия?
И какие из школьных формул вы можете вывести сами?

Я вот помню геометрию всякую, но я этим с детства увлекалась - лет в 9-10 на даче клеила тетраэдры, октаэдры, икосаэдры, в том числе и звёздчатые,
и сама для них рисовала развёртки. Мне было интересно.
И я до сих пор готова про это с удовольствием детям рассказывать.

А какие у вас темы, про которые вы готовы детям рассказывать с увлечением?
Tags: лекция, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →