jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

А что, разве это сложно?

Взрослые - родители, учителя, бабушки - часто забывают о том, что дети учатся чему-то новому не мгновенно. И если они знают один аспект, то знают и все остальные. А если ребёнок чего-то не знает, то "надо просто объяснить".
И я очень часто слышу идеи типа "ну если ему ещё раз хорошенечко объяснить, то он точно поймёт!"
Но это не всегда так!
Иногда дети просто не доросли до понимания, и ты хоть убейся, хоть сто раз им объясни - не поймут. Только будут кивать с умным видом и стараться по твоему лицу угадать, чего ты от них хочешь.

Вот, скажем, ребёнок, с точки зрения бабушки "до ста считает", в смысле, знает все слова в нужной последовательности, и может посчитать десятками: 10, 20, 30, 40.
Но этот же ребёнок не может на слух сосчитать "мяу-мяу-мяу, мяу!"
И не может запомнить и потом сосчитать, сколько на доске было магнитов (2 красных, 2 синих и 2 зелёных - сколько это всего?)

Взять, скажем, феномены Пиаже.
И кто-то подобные фокусы демонстрирует в 3-4 года, а кто-то в 5-6 лет, не принципиально.
Но если я такое наблюдаю, я радуюсь, и не пытаюсь объяснить, а жду - когда само "щёлкнет", пока появится понимание...

Показываю четырёхлетнему ребёнку 6 тарелочек. Ребёнок аккуратно, не пропуская ни одной, их пересчитывает, и сообщает, что их шесть.
Потом кладу на каждую тарелочку по ягодке, и спрашиваю, сколько ягодок.
Вот вы, взрослые, сразу знаете ответ.
А ребёнок знает способ выяснить - надо каждую ягодку ткнуть пальчиком, приговаривая "один-два-три-четыре-пять-шесть!"
Только после этого он может сказать, сколько ягодок.
-А теперь, - прошу я, - отвернись, я спрячу несколько ягодок.
Прячу 2 - ребёнок угадывает, глядя на пустые тарелочки, и верно отвечает, сколько я спрятала.
Прячу 4, потом прячу 1 - всякий раз отвечает верно.
Стало быть, можно сделать вывод, что этот ребёнок умеет считать. Да?
А вот и нет!

Прошу ещё раз сосчитать тарелочки - и выкладываю их в ряд.
Их по-прежнему шесть, ну надо же!
Снимаю ягодки с тарелочек и кладу их тоже в рядок (и этот ряд получается короче, ведь ягодки маленькие)
Пересчитываем ягодки.
Тоже шесть.
-А чего тут больше, тарелочек или ягод? - спрашиваю я.
Ответ четырёхлетки твёрдый и уверенный:
-Тарелочек!
Ага!
Ребёнок пока вопрос "чего больше" воспринимает не применительно к количеству, а в смысле - что больше места занимает?
А тарелочки, конечно, занимают больше места.

Взрослые, наблюдающие эту картину, недоумевают.
Их удивляет и ответ ребёнка, и то, что я это никак не комментирую, не говорю "неправильно", и не пытаюсь "объяснить как следует".
А я уже не раз на опыте убеждалась - в этом случае бесполезно "ещё раз объяснять".
Это вопрос времени - через полгода или год ребёнок сам додумается, что "где больше" обычно спрашивают про количество предметов, а не про их площадь.

Я стараюсь подбирать задания, которые детям сделать не так уж просто.
Например, найти тень от каждой башенки из кубиков.
-А что, разве это сложно? - удивляются родители.
Да, в 4-5 лет - сложно!

Альбом: дошк_окт28

Или прошу сложить узор из кубиков - и нарисовать его.
-Неужели с этим могут быть проблемы? - спрашивает одна из бабушек.
И как показать, что эта задача не всем школьникам под силу?


Пока у нас простые схемы с целыми кубиками - всем легко,
а вот треугольники и наклонные линии вызывают массу проблем.


Строим вагоны по порядку:
первый вагон зовёт второй,
второй вагон зовёт третий и тд.
-Ау, шестой вагон! А тебе кого надо позвать?

Альбом: кружок_цдо_14

-А можешь показать 4 пальца с ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ?
А другим способом?
Хм.


А теперь, мальчики, закройте глаза и покажите 6 пальцев!

Оказывается, это в 5 лет сложно для многих детей!
Кто-то подглядывает, кто-то носом считает...


Собери 2 или 3 карточки, чтобы на них всего было 7 точек.
А теперь запиши своё решение как пример.


А я и на доске могу записать!
Только вы мне расскажите, как 5 пишется!


Голодный крокодил открывает рот туда, где больше еды


А теперь запиши свой пример - и куда крокодил откроет рот


вон, сколько примеров!


Придумывать свои задачки ничуть не менее полезно, чем решать чужие


А вот ещё для многих детей непростое задание:
надеть цветные колечки по образцу или по схеме.


Некоторые дети надевают колечки не в том порядке, и не понимают, как потом подсунуть одно под другое...

А какие задания вызывают сложности у ваших детей?
Помните ли вы про себя в детстве, что какие-то задачки или темы вы не понимали, хотя вам их много раз "объясняли"?
Tags: дети, дошколка, математика, психология, феномен Пиаже
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →