И я очень часто слышу идеи типа "ну если ему ещё раз хорошенечко объяснить, то он точно поймёт!"
Но это не всегда так!
Иногда дети просто не доросли до понимания, и ты хоть убейся, хоть сто раз им объясни - не поймут. Только будут кивать с умным видом и стараться по твоему лицу угадать, чего ты от них хочешь.
Вот, скажем, ребёнок, с точки зрения бабушки "до ста считает", в смысле, знает все слова в нужной последовательности, и может посчитать десятками: 10, 20, 30, 40.
Но этот же ребёнок не может на слух сосчитать "мяу-мяу-мяу, мяу!"
И не может запомнить и потом сосчитать, сколько на доске было магнитов (2 красных, 2 синих и 2 зелёных - сколько это всего?)
Взять, скажем, феномены Пиаже.
И кто-то подобные фокусы демонстрирует в 3-4 года, а кто-то в 5-6 лет, не принципиально.
Но если я такое наблюдаю, я радуюсь, и не пытаюсь объяснить, а жду - когда само "щёлкнет", пока появится понимание...
Показываю четырёхлетнему ребёнку 6 тарелочек. Ребёнок аккуратно, не пропуская ни одной, их пересчитывает, и сообщает, что их шесть.
Потом кладу на каждую тарелочку по ягодке, и спрашиваю, сколько ягодок.
Вот вы, взрослые, сразу знаете ответ.
А ребёнок знает способ выяснить - надо каждую ягодку ткнуть пальчиком, приговаривая "один-два-три-четыре-пять-шесть!"
Только после этого он может сказать, сколько ягодок.
-А теперь, - прошу я, - отвернись, я спрячу несколько ягодок.
Прячу 2 - ребёнок угадывает, глядя на пустые тарелочки, и верно отвечает, сколько я спрятала.
Прячу 4, потом прячу 1 - всякий раз отвечает верно.
Стало быть, можно сделать вывод, что этот ребёнок умеет считать. Да?
А вот и нет!
Прошу ещё раз сосчитать тарелочки - и выкладываю их в ряд.
Их по-прежнему шесть, ну надо же!
Снимаю ягодки с тарелочек и кладу их тоже в рядок (и этот ряд получается короче, ведь ягодки маленькие)
Пересчитываем ягодки.
Тоже шесть.
-А чего тут больше, тарелочек или ягод? - спрашиваю я.
Ответ четырёхлетки твёрдый и уверенный:
-Тарелочек!
Ага!
Ребёнок пока вопрос "чего больше" воспринимает не применительно к количеству, а в смысле - что больше места занимает?
А тарелочки, конечно, занимают больше места.
Взрослые, наблюдающие эту картину, недоумевают.
Их удивляет и ответ ребёнка, и то, что я это никак не комментирую, не говорю "неправильно", и не пытаюсь "объяснить как следует".
А я уже не раз на опыте убеждалась - в этом случае бесполезно "ещё раз объяснять".
Это вопрос времени - через полгода или год ребёнок сам додумается, что "где больше" обычно спрашивают про количество предметов, а не про их площадь.
Я стараюсь подбирать задания, которые детям сделать не так уж просто.
Например, найти тень от каждой башенки из кубиков.
-А что, разве это сложно? - удивляются родители.
Да, в 4-5 лет - сложно!
Альбом: дошк_окт28 |
Или прошу сложить узор из кубиков - и нарисовать его.
-Неужели с этим могут быть проблемы? - спрашивает одна из бабушек.
И как показать, что эта задача не всем школьникам под силу?
Пока у нас простые схемы с целыми кубиками - всем легко,
а вот треугольники и наклонные линии вызывают массу проблем.
Строим вагоны по порядку:
первый вагон зовёт второй,
второй вагон зовёт третий и тд.
-Ау, шестой вагон! А тебе кого надо позвать?
Альбом: кружок_цдо_14 |
-А можешь показать 4 пальца с ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ?
А другим способом?
Хм.
А теперь, мальчики, закройте глаза и покажите 6 пальцев!
Оказывается, это в 5 лет сложно для многих детей!
Кто-то подглядывает, кто-то носом считает...
Собери 2 или 3 карточки, чтобы на них всего было 7 точек.
А теперь запиши своё решение как пример.
А я и на доске могу записать!
Только вы мне расскажите, как 5 пишется!
Голодный крокодил открывает рот туда, где больше еды
А теперь запиши свой пример - и куда крокодил откроет рот
вон, сколько примеров!
Придумывать свои задачки ничуть не менее полезно, чем решать чужие
А вот ещё для многих детей непростое задание:
надеть цветные колечки по образцу или по схеме.
Некоторые дети надевают колечки не в том порядке, и не понимают, как потом подсунуть одно под другое...
А какие задания вызывают сложности у ваших детей?
Помните ли вы про себя в детстве, что какие-то задачки или темы вы не понимали, хотя вам их много раз "объясняли"?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →