В этом мгновенном переходе есть магия, некое волшебство, и когда этот волшебный переход случится - никто не знает...
Более того, одни дети начинают читать в 3-4 года, а другие в 8-9, и это не говорит никак б их талантах и дальнейшей успешности.
Со счётом и пониманием арифметики - аналогично.
Мой любимый пример похожего процесса, в который родителям обычно удаётся не вмешиваться - как ребёнок переходит от ползания к ходьбе. Все дети ползают, кто 2-3 дня, кто полгода, кто дольше. А потом начинают вставать и ходить. И можно водить за ручки, а можно не водить - всё равно почти наверняка дети встанут и пойдут. Кто-то в 8-9 месяцев, кто-то в год, кто-то в полтора. И уверенность в том, что рано или поздно они начнут ходить сами, очень греет. И приятно наблюдать, и радоваться успехам, первым неловким шажкам.
Когда дети начинают интересоваться буквами и цифрами, родители радуются.
Но что можно дальше делать осмысленного?
Читать ещё явно рано, если и буквы-то ещё почти незнакомы.
И родители ... учат детей писать буковки.
Некоторым детям нравится, не всем.
Кто-то делает карточки со словами - и дети эти слова "узнают в лицо" целиком, как общую картинку, не разделяя на буквы. Это не совсем чтение, конечно. Все мы пользуемся тем, что многие слова просто узнаём целиком "в лицо", и для чтения удобно иметь довольно большой запас узнаваемых слов, но всё-таки чтение - это в первую очередь понимание смысла, умение чувствовать контекст фразы или нескольких фраз.
Родителям хочется поскорее научить детей читать.
Аргументы бывают самые разные, но основной: "Надо! И чем раньше, тем лучше! В школе будет удобнее".
Заметьте, сами вы читаете не поэтому.
Те, кто много читают, делают это в первую очередь для собственного удовольствия.
Вот только уж очень долго детям читать сложно, и удовольствия слишком мало, да и интересных текстов для начинающих читателей у нас очень мало, увы.
Вот есть гениальная книжка "Пип" Юли Луговской
По моим наблюдениям, легче всего учатся читать те дети, которые любят перелистывать свои любимые книжки и рассказывать наизусть то, что там написано.
В какой-то момент происходит это волшебство - знакомые строчки и буковки в книге вдруг сливаются в общее что-то. И не просто "нечто", а то, что имеет смысл!
И всё же, даже те дети, которые умеют прочитать 2-3 слова, не сразу начинают читать книги.
Кто-то спотыкается о мелкий шрифт.
Кому-то мешает курсив или сложный текст.
А кто-то не сразу понимает, как читать - и понимать все эти "его", "него", "-ться" и прочие слова, где пишут одно, а произносят другое.
Но главное, по-моему, что чаще всего отпугивает - много текста на странице, и не настолько интересно.
Книжка, ради которой хочется читать ещё и ещё, должна увлекать, манить, чтоб была причина - зачем продираться через все эти сложности...
Кто-то из детей начинает читать с книг с любимыми стихами.
Кому-то нравится читать песенники.
А кто-то читает записки от мамы или папы, или письма от гнома, или от любимого пони.
Кто-то читает вывески и заголовки, а кто-то - рецепты.
А некоторые - читают СМС или переписку в скайпе ))
Многие любят искать клад по запискам ("ищи под столом", "там, где мороз", "в шкафу с игрушками" "на книжной полке")
Для кого-то поводом "расчитаться" бывает сборник детских анекдотов.
А кто-то любит сочинять свои истории и их записывает. Да-да, некоторые дети сперва учатся писать, а потом - читать.
Волшебное средство - театр.
Роль-то надо прочитать!
Вот тут ещё у Рустама Курбатова
А вы помните, как вы научились читать, и с каких книжек вы начали читать много?
Читали ли вы или ваши дети азбуки?
Мои вот дети все азбуки игнорировали, им было скучно, и я им придумывала какие-то коротенькие истории, и записывала на листочках...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →