На игротеке я видела несколько разных моментов, которые навели меня на такую мысль:
иногда мы сами торопим детей, заставляем их оторваться от того, чем они заняты,
и от занятия, которым они в данный момент увлечены,
ради того, чтобы посмотреть побольше разного.
А в другие моменты мы же сами, наоборот, требуем, чтобы ребёнок не отвлекался и доводил начатое дело до конца. И как быть детям?
Вот стоит мальчик и пытается - уже не в первый раз - решить сложную головоломку.
Пробует так и эдак, начинает заново.
"Завис", одним словом.
А мама его дёргает, торопит, уговаривает: "бросай, положи на место, скорей, пойдём!"
Если он не бросит, то мама будет сердиться на его упрямство.
А вот ребёнок помладше пришёл ко мне на открытый урок со старшей сестрой. Остальные дети сами складывают картинки из кубиков и мозаики, а за этого малыша всё складывает сестра, (понятное дело, ей хочется, чтобы брат был первым). Пусть он поначалу и ошибётся, но он вполне мог бы сделать это сам. Вот только ему нужно дать время - на его пробы и попытки. Если не торопить, он додумается - и у него всё получится!
Мне кажется, если ребёнок "завис" у головоломок или конструкторов, или на пересыпании крупы, или на паровозиках, то ему это и нужно! И тащить его дальше сейчас нет смысла - он увлечён, он таким образом отдыхает от шума, гама и суеты, царящих вокруг.
Он тренирует важное умение - отдыхать и увлекаться чем-то, когда вокруг него много разных помех. Это тоже очень нужно!