jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Игры с чтением - практика и теория

Недавно мы с Натой tuk проводили в "Драгоценности" игротеки по чтению.
Дети были в основном 5-6 лет, и как-то удивительно ровно подобрались по уровню знаний и умений.
Все они знали буквы, в первом приближении могли по буквам собрать пару слогов - или догадаться - если слово не слишком длинное.
Читать для себя, для собственного удовольствия, когда навык ещё настолько нестабилен - сложно.
Вероятно, родители подсовывают им то одно слово, то другое, с просьбой "прочитай вот это!",
но многие дети при этом заранее напрягаются от слова "прочитай" - не уверены, что справятся...
И мы этого слова почти всю дорогу избегали, стараясь сделать чтение не главным, а промежуточным этапом игры.
Для начала мы знакомились - и каждый писал на доске своё имя.
По опыту - уж что-что, а собственное имя многие дети умеют читать и писать задолго до того, как научатся читать и писать другие слова...
Альбом: игротека_чтение

Заодно обсуждали полные имена и короткие.
Можно написать "Михаил" и "Миша",
"Полина" и "Поля",
"Николай" и "Коля".

Потом определяли первую букву слова, придумывали слова на ту же самую букву,
я каждому кидала мячик, и называла слово, скажем, "бабочка", надо было определить первую букву - и на эту букву придумать своё слово.

А потом все вместе на "К" придумывали слова, и на "П".
Если кому-то из детей было сложно, то мы подсказывали не прямо, а загадками.

"К"
-Это такая домашняя птица, мама цыплёнка.
-Это такой очень зубастый зверь, в одной сказке он солнце проглотил
-Это то, что на голове у принцессы
-Это то, чем можно рисовать, и обычно он деревянный, а в середине у него грифель

"П"
-Это состоит из вагонов
-Это такой водный транспорт
-Это рисунок, на котором изображён человек

Словесные игры помогают детям обратить внимание на звуки, научиться выделять первую и последнюю букву.
Придумывать свои слова на нужную букву - намного сложнее, чем отгадывать подобные загадки.


Потом играли в очень меленного робота.
Робот умеет читать, но только оооочень меееедлееенно, КО.... РО.....НА....
И некоторые люди умеют понять, что за слово он прочитал.
А вы сумеете?

Когда самим детям ещё сложно соединять буквы и слоги, они зачастую теряют смысл прочитанного, потому что не слышат его целиком.
Но если я им буду читать медленно-медленно, то они быстро схватывают и начинают быстро догадываться, что такое КО.....РОБ....КА, и что такое ВО....РО....БЕЙ.
А потом я им писала слова - и тоже просила прочитать медленно-медленно, а остальные пробовали догадаться.

Гонка за скоростью чтения, вообще, по-моему, чрезвычайно мешает детям учиться.
У некоторых детей развивается умение бодро произносить написанные буквы - без понимания прочитанного.

Буквы выучить - это не сложно. Некоторые дети их в 2-3 года сами выучивают, им прикольно. Но знать буквы - ещё не значит уметь осмысленно читать.

Я хотела показать детям, что читать может быть удобно - для игры.
Пока этот процесс складывания букв и понимания прочитанного идёт туго, очень важно соблюдать баланс - игры должно быть больше, и она должна оправдывать это усилие по соединению букв.

Я взяла идею игры с чтением гениальной Юли Луговской, julug которую она описывала на сайте "Розового Жирафа",

У меня были крупные карточки с разными словами.
Дети их прочитывали - и потом играли.
Мы превращали низкий столик в самые разные предметы:

КРОВАТЬ - каждый, разумеется, хотел в ней поспать


остальные тем временем перечитывали, радуясь, как одно слово превратило обычный столик и помогло начать такую весёлую игру


пересели на АВТОБУС - рулили, бибикали, объявляли остановки...


Потом было ОЗЕРО - плавали, купались, брызгались, ловили рыбу...


накупались вволю!


дольше всего играли в КАФЕ - заказывали мороженое,
пиццу, пирожки, чай...


-Вот ваш пирожок, возьмите!
-А мне, пожалуйста, малиновое мороженое и стакан сока!


прятались в КРЕПОСТЬ, кидали в неё подушками


дружно стучали в БАРАБАН


а это МАГАЗИН


видно же, что это ПОЕЗД?


Потом играли по-другому:
в центре есть запас строительного материала.
У нас это были несколько верёвочек,
счётные палочки,
деревянные кружочки,
колечко от штор.

А ещё есть карточки,
на каждой из которых 3 простых слова, которые не очень сложно читать, и которые можно не очень сложно нарисовать.


Задача игрока - выложить из подручных средств одно из слов,
а остальные игроки должны догадаться, к которому из слов эта картинка.


это были мои примеры


дети поняли идею и начали строить каждый своё


а мы ходили и отгадывали


некоторые дети склонны к минимализму


зачем много деталей?


чашка с ручкой )


очевидно, да?


а это?






а некоторые создают целые композиции - кастрюлю с ручками, огонь на плите, пар...


или выкладывают лист - на метр!


корону и раму украшают по 10 минут




птицы и звери вообще были чудесные


мы любовались


и фотографировали






корона, змея, лимон


гора


маяк


огонь


самосвал

Альбом: игротека_чтение

Мне все эти картинки так нравятся - могу ещё кучу выложить )
остановиться сложно


с теми, кто читает получше,
подбирали не слова, а пары фраз - к подписи искали нужную карточку с домиком


сначала срисовывали в тетрадку крестики и буквы в нужные клеточки,
потом придумывали, какую букву вписать, чтобы получились слова по вертикали и по горизонтали.


это хорошо для тех, кто читает уже более уверенно, и слова в лицо легко узнаёт.

Некоторым детям, кстати, когда они учатся соединять буквы в слова, очень нравится книжка с паровозиками Баранова, Разумовская "Как научить вашего ребёнка читать" - хотя в ней картинки черно-белые, но зато рельсы и поезда!

Ещё многие дети, кстати, охотно читают - и хохочут над книжками-разрезалками,
в которых можно собирать смешную чепуху.
Весёлая яблоня сидит на диване
Синий комар плывёт на юг
Слон охотится в снежном небе
(Они есть на Озоне, есть у меня в интернет-магазине)
Перелистываешь часть страничек, и получаешь, что синяя яблоня прыгает в море или толстый комар ползёт на юг.

А ещё я люблю всякие задания, где надо соединять слова и картинки,
и тоже основное внимание сосредоточено не на том, чтобы прочитать, а на том, чтобы соединить, обвести и тп...

Но в целом мне по опыту кажется, что перейти от чтения отдельных слов к фразам и целым книжкам даже сложнее, чем перейти от букв к отдельным словам.
Некоторые дети начинают с того, что пишут сами - своё имя, название картинки, записку для папы...
Кого-то к чтению подвигает игра "Зверобуквы".
Можно играть в детский "Элиас" и "тик-так-бум"...

А какие у вас любимые игры с чтением, буквами, звуками?
Tags: игротека, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →