jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Как хорошо уметь читать

В каждом лагере, в любой стране ко мне непременно подходит кто-нибудь из пап или мам с вопросом: "Как научить ребёнка читать?" или даже "Как заставить его читать"
Я не знаю ответа на этот вопрос.
Сама я читать очень люблю, и читаю довольно много.
Более того, я люблю ездить на метро, а не на машине, как раз потому, что в метро я могу читать.

Дети мои читают ещё больше, чем я, и часто они мне советуют, что почитать.
При этом Галя начала читать в 4 года, а Гришка - ближе к восьми.
Дети разные, и с разными детьми срабатывают разные способы.
Но самое главное, что срабатывает, это то, что вокруг ребёнка есть много книг. Есть большая библиотека. И есть интерес к книгам в семье.

У нас в каждом лагере есть библиотека, я потом покажу картинки оттуда.
И мы стараемся собрать в библиотеку те книги, которые дети и родители будут с удовольствием читать вместе.
Но с чего же начать?
Нужны ли азбуки и буквари?

Я очень люблю тоненькие книжечки
"Пип и его друзья" Юли Луговской,
потому что это не просто книга,
а целая игра на каждом развороте.
Если нарисована груша и подписана груша, то это не так интересно читать.
а вот если нарисован мальчик с хвостом из верёвочки и подписано "тигр", то ребёнок сам включается в игру.


Ещё есть чудесные книжки "Чей бок" Тани Руссита (в МИФе как раз их сейчас разыгрывают)


Софья Аксельрод "Я учусь читать"
смешные и короткие тексты, хорошие картинки, большие буквы - как раз то, что надо!



и ещё вот такое издание "Я умею читать", кажется, в нём крупнее шрифт

Когда ребёнок уже знает многие буквы и умеет читать отдельные слова, переход к фразам и текстам по-прежнему для многих детей очень сложен.
В такой ситуации отлично идут "книжки-разрезалки",

Книжки-разрезалки - моя любимая идея, я опробовала её давным-давно на собственных детях, и они такие обожали.
Долгое время я пыталась уговорить разные издательства такое напечатать, но все отмахивались. Хорошо, что в итоге МЦНМО всё же взялось за этот странный проект.
Это такая книжка-игрушка, которые можно листать - и хохотать, получая смешные фразы.
Синий комар плывёт на юг.
перелистываем часть страничек и получаем
Синий медведь летит к пруду.
Лохматый корабль бредёт в дупло.

Кто-то из родителей мне недавно высказал мне такое своё мнение про эти разрезалки: "Я считал, что это ерунда, и какой смысл платить за картинки с подписями, но потом нам такую книжку подарили, и я своё мнение изменила. Ребёнок неделю играл непрерывно в эту книжку и дома, и в машине, и даже ipad не просил!"

А ещё я видела, что даже дети, отлично умеющие читать, любят играть с этими книжками,
выискивать "самое-самое смешное сочетание",
потом начинают придумывать свою такую же книжку.
Кроме того, эти разрезалки страшно нравятся тем детям, для которых русский язык - не вполне родной, они на нём говорят, но им очень нелегко читать. Например, дети, живущие в другой стране, хорошо говорят на языке страны, охотно общаются с мамой и папой по-русски, но начать так же свободно читать по-русски им сложно.
А если ты читаешь "разрезалки", то ты начинаешь намного больше слов просто узнавать в лицо! И потом это помогает тебе читать другие книги.
Кроме этого "разрезалки" помогают детям прочувствовать построение фразы, согласование. Мы подчёркиваем подлежащее, сказуемое, определение, и даже если не обращать внимание ребёнка на эти подчёркивания, он в какой-то момент сам понимает, как ведут себя разные части речи.
Но главное - даже не это, а то, что с этими книжками ребёнок понимает самую важную идею: можно читать для своего удовольствия, а не только из-под палки!

Идею книжек с описанием игр в картинках мы с художником Настей Варнавской продолжили в книжке "Сашка, Сашка, что в кармашке". Там тоже нарисовано больше, чем написано в тексте, и можно из картинок взять себе идеи для игр с тем, что под рукой.

Книг для первоначального чтения на русском языке, увы, ужасно мало.
В последние 5-6 лет стали появляться отличные переводные книги,
но в некоторых из них очень мелкие буквы, в других - слишком вычурный шрифт.
В любом большом книжном магазине в Англии или в Америке вы найдёте целый большой стеллаж с книжками-картинками, так называемые picture-books, книжки с большими и подробными картинками, и при этом текста там - буквально 2-3 строчки на страницу. Эти книжки хороши как для двухлеток, которые впервые знакомятся с книгами, и для начинающих читателей.

С таких книжек хорошо начинать читать, если вы эти книжки ещё не зачитали до дыр.
И ещё хорошо, если ваш ребёнок может читать вслух младшему братишке или сестрёнке, когда он частично помнит книжку наизусть, а всё же поглядывает на страницу - и привыкает правильно интонировать текст, реагировать на точки и запятые, учится правильно читать "-ться, что, еГо, у неГо" и прочие мелочи, которые мы обычно не замечаем.


Это могут быть любимые книжки Дональдсон про Груффало,


"Если в домике тесно",


"Хочу к маме"
Это может быть серия книг про кошку Мяули,


или книжка про тигра, который зашёл выпить чаю,



или смешная книжка "Если дать мышонку печенье"


Или серия про кота по имени Шмяк и мышонка по имени Сырник


Ещё есть очень смешные книжки Майера "Я всё могу сам", там смешные картинки и совсем мало текста, но некоторым детям надо прочитать много-много маленьких книжек с одной строчкой текста на каждой страничке, прежде чем они расхрабрятся на более длинный текст.


Для тех, кто любит истории про зверей, есть чудесные маленькие книжки Чарушина с его собственными иллюстрациями. Я их в детстве читала и перечитывала - про Томку, про Никиту...

Про умную собачку Соню - текста уже больше, но истории интересные и смешные, и их приятно перечитывать.

Для первых прочитанных книг важно, чтобы текст был смешной и не слишком сложный, чтобы дети могли сами уследить за сюжетом, и чтобы им хотелось узнать, что же дальше. Как-то с одним знакомым мальчиком мы расчитывались на книжке "Зоки и бада", которую мальчик знал и любил, и готов был перечитывать снова и снова.

Дочь моя неожиданно для всех научилась читать, пока листала любимые сборники стихов - Берестова, Маршака, Ренату Муху, Вадима Левина. Она их листала и рассказывала на память - где какая картинка, там и рассказывала.
А потом вдруг научилась и новые книжки стала с той же скоростью читать - года в четыре.
Я, кстати, тоже именно так и училась читать - читала и перечитывала наизусть любимые тонкие книжки.

Брат мой, наоборот, хотел сразу читать толстую серьёзную книжку, и он начал читать с толстого тома рассказов Носова.
А сын мой стал читать с "Хоббита" - прочёл её за лето после первого класса, и с тех пор не останавливается, читает днём и ночью...

Есть дети, которые любят читать стихи, и готовы перечитывать тонкие книжки, и по моим наблюдениям им легче научиться читать, потому что они соотносят текст, который они знают, и написанные буквы.
А вот детям, которые уже знают буквы и хотят каждый раз читать новую книжку, начать читать бывает сложнее.
Малышовые книжки им читать неинтересно, а на сложные - не хватает навыка.

С такими детьми иногда срабатывает способ - прочитать первые 2-3 главы увлекательной толстой книги, и они настолько увлекаются, что хотят сами дочитать и узнать, что дальше.

Есть и третий вариант: навык чтения у ребёнка есть, технически он может прочитать любой текст, но е получает от чтения удовольствие. Может быть, его много заставляли, и чтение было обязаловкой.
Или его просили непременно пересказывать и отвечать на вопросы по тексту.
А может, чтение было формой наказания или способом усадить подвижного ребёнка "хоть чуть-чуть посидеть тихо".
Или мама и папа подсовывали ребёнку книги, которые им самим нравились в детстве, а у ребёнка эти книги "не пошли", и он над ними страдал... Или родители отнимали у ребёнка "всякую муру", а он в итоге перестал читать муру, но и серьёзное тоже перестал читать.
В общем, бывают дети, которые читать умеют, но не читают.

Что предложить в такой ситуации?
Во-первых, можно читать вслух то, что вы сами любите, и те книги, про которые вы полагаете, что потребуются ваши пояснения.
Во-вторых, можно попробовать записать по ролям аудио-сказку, или поставить спектакль.
Текст читать, да ещё по ролям, многим детям интереснее.

А ещё бывают самые разные словесные игры.
И есть всякие игры на объяснение слов, например "элиас" и "шляпа".
Это тоже помогает научиться формулировать и понимать - и зачастую помогает продвинуться в чтении.

А ещё недавно вышла изумительная книжка с анаграммами, то есть с перепутанными буквами.
Для тех детей, которые умеют читать свободно и для взрослых - это невероятный источник цитат и просто повод посмеяться.
Для детей, которые уже умеют читать короткие тексты - повод познакомиться с таким типом словесных игр.
"Зубака" - это такая своеобразная коллекция удивительных и невероятных животных, отличное сочетание коротких текстов и смешных картинок, наслаждение для всей семьи.
Написал эту книжку Антон Тилипман, vokati, человек с потрясающим языковым чутьём и автор массы каламбуров и шуток. Он, кстати, ещё и один из авторов городской игры "ПроУлочки", автор многих задач для этой городской игры.

А у ваших детей какие были самые любимые книги, которые они часто перечитывали - или просили вас перечитать?
С каких книг ваши дети начали читать?
Tags: библиотека, книги, лабиринт, русская школа, русский язык, словесные игры, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments