jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Отличникам легче жить?

Многие дети слышат от родителей рассказы о том, что "мы вот сами учились, с нами никто не сидел над уроками, а мы всё выучили. Мама была отличницей, и бабушка школу с золотой медалью закончила! А ты ленишься, давай-давай, только пятёрки!"
Опять же, тезис, что "отличникам легче жить" - он довольно часто бывает озвучен.
Что-то в этом тезисе меня сильно смущает.
Во-первых, я знаю массу людей, которые в школе и близко не были отличниками, получали трояки - и вообще не сильно парились из-за отметок по многим предметам, а сейчас весьма успешны, упорны в работе и обладают достаточной целеустремлённостью.
Во-вторых, есть и обратные примеры, некоторые из школьных отличников отнюдь не стали самыми успешными специалистами, и совсем не все они счастливы со своей работой.
Так что я бы поостереглась делать далеко идущие выводы о том, будет ли человек успешен в работе в своей взрослой жизни, основываясь на том, что он в свои 7-8 лет недостаточно усердия проявляет в школе.

Школьная система оценивает не прогресс, а наличие или отсутствие знаний на момент проверки.
Вот, скажем, у меня в первом классе проверяли технику и скорость чтения.
И я получила отличную пятёрку, поскольку читать толстые книги начала в 4 года, а в школу пошла в 6 лет.
Поощряла ли меня эта полученная "пятёрка"?
Да нет, не особо.
Я и сама знала, что умею читать и люблю книги.

А мой одноклассник Серёжа, который до школы и букв не знал, а теперь только-только по слогам продирался через первые слова, с трудом угадывая смысл прочитанного, получал за ту же проверку "двойку", и это было несправедливо, ведь он-то как раз на уроках чтения старался и учился новому.

Я была почти отличницей (четвёрки у меня были по русскому - за помарки, ошибки по невнимательности и чудовищный почерк, и по рисованию - рисовала мелко, и зачастую совсем не то, что велено), и это не требовало от меня усилий.
В начальной и средней школе мне было совсем легко, и зачастую мне хватало общей эрудиции, знаний из книг, и привычки в сентябре прочитывать все учебники вперёд.
Ещё я точно знаю, что когда про тебя учителя думают "она хорошая девочка", то можно расслабиться и не особо что-то учить. Если ты вдруг ответишь плохо, они решат, что это случайность, и в случае ответа между 4 и 3, выберут поставить "4" или не поставить ничего.
В итоге я, как "хорошая девочка" получала по физике пятёрки и четвёрки, но не понимала вообще ничего. Просто аккуратно подставляла нужные цифры в нужные формулы, и этот магический приём срабатывал.
Я за всю начальную школу не научилась, а наоборот практически разучилась учиться.
И новый предмет, которого я ДО школы не знала, мне совершенно не давался.

И наоборот, мой брат, у которого были грамоты за сложнейшие олимпиады по математике, в средней школе совершенно запросто получал по школьной математике и "двойки", и "тройки" в большом количестве.
Домашние работы он делал примерно так: первую задачу или две решал полностью, к третьей и четвёртой задаче писал только ответы, остальные не делал вовсе.
"А чего их делать, они точно такие же, я идею понял, я понимаю, как их решать!" - говорил он.

Мне кажется, что успешность в работе и вообще во взрослой жизни не так уж сильно зависит от школьных оценок.
А у вас есть примеры успешных троечников?
Tags: школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →