jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Можно ли учить родному языку интересно?

Мне в школе дважды повезло с учителями русского языка - у них изучать родной язык было весело и увлекательно.
Школу я меняла много раз, так что учителей русского языка я встречала самых разных, и вполне успела оценить, что чаще всего этот предмет преподают удручающе скучно и нудно.

Чему учат детей, которые только пришли в первый класс?
В первую очередь их учат прописям, то есть умению быстро писать буквы, не отрывая ручку от бумаги,
и учат читать слоги и короткие слова.
(Что характерно, на уроках математики в то же самое время уже как бы подразумевается, что дети могут сами прочитать и понять текстовую задачу)

Учебники родного языка, увы, не опираются на то, что ребёнок уже 6 или 7 лет как является носителем этого языка, не учат его видеть закономерности родной речи.
Впрочем, умению замечать какие-то правила и законы в 6-7 лет не все дети могут. Умение анализировать возникает не само, этому надо учить, и всё же анализ - это ближе к 8-9 годам обычно.
А чем же можно заняться с детьми 6-7 лет, которые на этом языке умеют говорить, некоторые умеют читать, а некоторые - только учатся?

Во-первых, можно активно пользоваться тем, что ребёнок этот язык уже знает и говорит на нём.
Мы можем написать на доске загадку, а детей попросить придумать и написать ответ.
Загадки могут быть самые разные, и совсем нам не нужны народные загадки с непонятными словами.
Несложные загадки может придумать и мама, и учитель, и сам ребёнок.

Например, загадки из 3-4 определений.

зелёная, колючая, новогодняя
серый, ушастый, с хоботом
серая, ушастая, с длинным хвостиком
рыжая, хитрая, хищная
жёлтый, кислый, его кладут в чай
лёгкий, надувной, может улететь

Можно попросить детей придумать как можно больше слов, которые начинаются на М, и выписать их в тетрадке.
и пусть там будет написано МАШЫНА или МАРОЖЕНАЕ,
это не беда.
Мы можем сказать ребёнку: "а знаешь, это хитрое слово, оно пишется не так, как слышится, и взрослые договорились это слово писать вот так: МОРОЖЕНОЕ, МАШИНА"

А можно дать ребёнку 2 карточки от игры доббль или Spot it jr - со зверюшками, и попросить найти, что на этих карточках совпадает - и написать в свою тетрадку.

Некоторые дети, кстати, начинают сперва писать слова, а потом уже - читать.

Альбом: дошколка_окт15

наша задача на этом этапе - активизировать письмо,
пусть пишет с ошибками,
главное - он может выразить свою мысль,
коммуникация состоялась, мы его поняли и похвалили!
ЛЕФ и МДВЕТ быстро сменятся более грамотными вариантами написания,
если подобные игры вы практикуете часто.

Разбор слова по составу - можно ли это сделать интересно?
Да, некоторые учителя это умеют, вот, например nekakprivikli пишет очень интересно о преподавании русского языка.
А ещё мне очень понравилась идея из книги М Ганькиной "Грамматическая аптечка" - можно собирать на дереве с каким-то корнем все слова, у которых такой же корень.
По-моему, отличная идея для тех, кто помнит слова визуально.

А если дети пока почти не читают, то можно с ними играть в словесные игры - сперва определять первую букву слова,
потом играть в слова - начиная своё слово на последнюю букву предыдущего слова.
Можно предложить детям записывать свои цепочки слов.
ЛИСА-АРБУЗ-ЗЕБРА-АКУЛА-АПЕЛЬСИН-НОСОРОГ

Можно взять карточку от "spot it" или от игры "пакля-рвакля" и попросить ребёнка объяснить одно из слов с карточки.
Альбом: дошколка_окт15

он большой, плавает в море, на нём ездят люди, там есть капитан

Можно играть в Контакт
или в любые игры на объяснение слов - элиас, крокодил, шляпу

Можно раздать каждому из детей начало истории, и попросить их продолжить, дописать, нарисовать картинки.
ЖИЛ-БЫЛ _______
ОН ЛЮБИЛ ХОДИТЬ ___________
ОДИН РАЗ ОН ВСТРЕТИЛ ____________
И ВДРУГ _______________
ТОГДА ОН ___________

Можно придумывать истории и записывать их,
а можно взять книжку-разрезалку,
и попросить ребёнка выписать три самые смешные фразы.
А можно попробовать вместе с детьми придумать свою "разрезалку" - и вы скоро поймёте, что для этого надо понимать грамматику, и учитывать управление, и учитывать, какие слова сочетаются, а какие нет.

с детьми постарше можно взять, скажем, чудесный "Самоучитель юного поэта"

Я сама его с огромным удовольствием взяла в руки и поиграла в стихи, выполняя упражнения из этой книжки

Можно писать вместе с детьми самодельные книжки.
Детей этот процесс очень увлекает!

Если мы хотим, чтобы дети писали сами, то им нужно дать возможность придумывать самим сюжет,
а если мы хотим, чтобы они списали текст, то можно дать им выбор.
Кто-то захочет списать 8 строчек из книжки про Груффало,
а кто-то - из Сказки о спящей царевне,
но важнее то, что он сам выбрал и сам сделал,
и совершенно не принципиально всем списывать один и тот же текст.

Кстати, даже дети 9-10 лет, когда пишут письма и сочинения, делают куда больше ошибок, чем в школьных упражнениях.
Это нормально и естественно.

А что вас радовало на уроках русского языка?
Было ли в этих уроках что-то интересное и увлекательное?
Tags: русский язык, словесные игры, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →