jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Играем в математику. Чётные? Нечётные? О чём это вы?

У меня сегодня был очень интересный урок - в рамках семинара для учителей.
Группа учителей подобралась отличная - все активные, заинтересованные, улыбающиеся!
Если бы во всех начальных школах были такие учителя, можно было бы с куда большим оптимизмом смотреть на развитие образования в этом городе и его окрестностях.

В самом начале семинара у меня был открытый урок с семилетками - на час примерно.
Из шести детей - три Сони )
Очень мне понравилось с ними играть.

Начали мы с простых вещей, чтобы точно у всех получилось.
Я тебе кидаю мяч и говорю число,
а ты мне мяч кидай обратно и говори число на 1 больше.
-Семь. - Восемь!
-Одиннадцать? - двенадцать!
-19 - 20.
39 - 40

Это всем легко, и в 6 лет тоже, потому что надо просто сказать следующее число, следующее слово в скороговорке.

Теперь я тебе число, а ты мне - число на 2 больше.
Это сложнее, но тоже справляются.
-14 - 16
11 - 13
9 - 11
16 - 18

Отлично,
а теперь я тебе число, а ты мне - число на один меньше.
Это уже половине не то, чтобы сложно, но требуется время для ответа (пробормотать тихонько ряд числительных до нужной точки)

Я тебе число, а ты мне - число на 2 меньше.
Это сложнее, и не все могут.
Но некоторые рвутся в бой. Хорошо же ))
Я тебе говорю число, а вы мне - число на 10 больше моего.
(Родители и учителя считают, что я дала очень простое задание. Ха-ха. Как бы не так!)
-Уууу, - тянут дети. - Это сложно.
-Ну, кто готов попробовать?
-Ну давайте, я попробую, - вызывается Соня.
-Четыре.
-Щас. - Соня начинает перебирать пальцами и бормотать. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Ага, будет 14!

Я тем временем выписываю на доске ряд чисел, один десяток под другим, чтобы было удобнее отсчитывать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25...

Тогда и другие дети решают попробовать, и некоторые даже, кажется, в итоге поняли идею.
Ну, не на сто процентов поняли, но хоть немного приблизились к пониманию.

После этого похлопали по коленкам - громко-тихо, громко-тихо, называя числа
ОДИН - два - ТРИ - четыре - ПЯТЬ - шесть
Это всем легко, идею все поняли, отлично.

Тогда давайте нарисуем улицу, и с одной стороны улицы у нас дома 12, 14, 16, а какой следующий дом на той же стороне?

А на другой стороне улицы дома с номерами 11, 13, 15, а потом?
Кому-то это уже не настолько очевидно...

А потом мы делили шоколадки - и дети пытались выяснить, почему одни шоколадки можно поровну на двоих поделить, а другие - не получается.

Потом делили бумажные шоколадки из 12, 14, 24 клеточек.
Эти все делились без проблем.
А вот можно ли разделить поровну 32 клеточки?
Тут мнения разделились...

Я предполагала дать и несколько задач более сложных, но вскоре обнаружила, что некоторые дети считают, что 100 - это аж два десятка. то есть, ой, четыре.
После этого я решила в такие дебри не лезть )

Некоторые задачи в итоге у нас остались без ответа,
мы их пообсуждали, но до решения сходу не добрались.
Мне очень нравится идея из книги А. З. Звонкина, что вопросы и задачи куда важнее, чем ответы и "разжевывание" решения.
Именно этим, по-моему, полезны олимпиады.
Правда, взрослым, увы, бывает страшно сложно удержаться и не подсказывать детям...

Если бы не было открытого урока в самом начале семинара, многие учителя бы мне не поверили, боюсь,
что у детей могут возникать сложности ... на ровном месте.
Но эти дети играли активно, старались, и было очень хорошо видно, какие именно сложности у них возникают.

Альбом: семнар_учителям

Как объяснить детям знаки "больше" и меньше", чтобы они их не путали?

На столе у меня сидел маленький "Квантик", и помогал мне объяснять правила игры в чёрный ящик.
Мне очень нравится, как эту идею реализовали на сайте "дети и наука", там и видео, и задачки для детей...

Заодно поговорили про учи.ру и про "олимпиаду "плюс"

Можно ли объяснить первоклашкам, что значит, что мы перебрали все варианты?
По-моему, нет...




вредно ли считать на пальцах


А ещё у меня вышла новая книжка,
"Математика вприпрыжку",
но про это я ещё потом подробнее напишу!

В следующие выходные - мат игротека
регистрация ведущих и участников

Tags: книги, кружок, математика, семинар, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments