jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Воспитание по системе...

Когда мы были маленькими, мои родители читали и вдохновлялись статьями Бориса и Лены Никитиных,
про которых тогда время от времени писали в газетах и журналах (интернета-то не было )).
У семьи Никитиных было семеро детей, младшая, Любочка - на 3 года старше меня.
Все их дети были ловкими и закалёнными, бегали босиком по дому и охотно выбегали босиком на снег, редко болели и были весьма самостоятельными. Они рано начинали читать, отлично соображали, много помогали родителям.
Отец - Борис Павлович Никитин - придумывал для детей разные игры и головоломки, разрешал детям пользоваться настоящими инструментами в мастерской.
Про их семью писали журналисты, про них снимали документальные фильмы.
Недавно издательство "Самокат" переиздало двухтомник с их статьями и дневниками.
Есть сайт семьи Никитиных, на котором рассказы и фотографии, и куча интересных материалов.

В большой мере мы тоже росли в похожей атмосфере, со всеми её плюсами и минусами.

У нас были и кубики "сложи узор",
и рамки и вкладыши (это сейчас они продаются в любом магазине, а тогда они были только самодельные),
в два года я с удовольствием собирала разноцветные разрезные квадратики (мама их для меня сделала множество, каждый - в своём конвертике),
мы играли в кубики и конструкторы,
строили из кирпичиков по проекциям,
собирали "кубики для всех" - и в тетрадочку зарисовывали свои решения (в изометрии. в масштабе - каждый кубик 3 клеточки. лет в 5-6, кажется. Хм)

Папа нам в квартире построил огромный спорткомплекс,
и регулярно его перестраивал,
то у нас были параллельные брусья,
то все турники на разной высоте.

Альбом: _портреты

Мы любили карабкаться по спорткомплексу,


качаться на трапеции,


ходить под самым потолком.


Из резинового бинта у нас были "пружинки", на которых можно было качаться и крутиться.
Тогда не было покупных спорткомплексов, а самодельных было очень мало.

Папа как-то показал мне, как делать подъём переворотом,
а потом я вдруг обнаружила, что могу сделать это упражнение несколько раз подряд.


Потом папа принёс с работы вакуумный шланг,
натянул наискосок через всю комнату от шеста к двухэтажной кровати - и у нас появилась лиана.
Мы на ней и прыгали, и висели, и качались по-всякому.

Мы с братом соревновались, кто больше раз подтянется на турнике, и кто больше за день сделает приседаний и отжиманий (в итоге оба могли раз по 15 подтянуться запросто).

Когда мне было, кажется, года четыре,
мы ездили в Болшево в гости к семье Никитиных - по их приглашению.
Я помню, что у них был шест, по которому можно было залезать с первого этажа на второй, и было гнездо под потолком,
но мне показалось, что перелезть туда слишком сложно,
я побоялась, хотя мне туда очень хотелось.

Никитины пришли к своей системе закаливания, когда обнаружили, что ребёнку, у которого чешутся ручки и ножки, на холоде легче.
Я в детстве тоже часто покрывалась корками диатеза, и не знаю, что было бы, если бы нас не закаливали.

Их дети рано начали читать и считать, решали одну за другой разные задачки и головоломки, и ... родители решили отдать их рано в школу, или же провоцировали детей прыгать через класс.
В целом, судя по воспоминаниям самих детей, счастья это им не прибавило.
С задачками-то они справлялись, но общаться в классом, где все на 2-3 года тебя старше - сложно.
Ну и вообще не очень-то помогает общаться, когда ты - не как все, и на тебя показывают пальцем ("это те самые, которые босиком по снегу ходят").

Возможно, сейчас они бы просто оставили всех детей на домашнем обучении, и это было бы, возможно, интереснее и полезнее.

Альбом: дошколка_окт15

Я на занятиях активно использую кубики Никитина "Сложи узор",
и моя Галя их в детстве тоже очень любила,
а Гри к этим кубикам остался совершенно равнодушен, равно как и ко многим другим "развивающим" играм.

Я очень хорошо помню, что моей маме очень нравилось играть с нами во всякие такие умные игры-головоломки, придумывать для нас серии задачек, и это было явно интереснее для моей мамы, чем всякие игры с куклами и домиками.
Кажется, я отлично это понимала и в 4-5 лет, что вот строить из кирпичиков по проекциям - в глазах мамы - занятие похвальное,
а вырезать одежду для кукол или 125-ую снежинку из бумаги - не так похвально.

Сейчас мне кажется, что там где-то есть очень тонкая грань,
которую бывает сложно нащупать родителям.
С одной стороны, прекрасно, когда дети ловкие, спортивные, самостоятельные, и знают, что их никто не будет страховать.
Хочешь лезть на дерево - лезь, но подумай о том, как ты будешь слезать.
А с другой стороны, иногда и детям и взрослым так важно чувствовать надёжный тыл, а это очень близко к ощущению, что тебя будут страховать, и за тебя будут волноваться.

Понятия не имею, как правильно.
Кто-то из моих одноклассников стеснялся, что его до четвёртого класса в школу провожают, и везде за руку водят,
а я, наоборот, мечтала о том, чтобы меня хоть иногда встречали и провожали,
и мне это казалось проявлением тепла и заботы.

С какого-то момента мне стало казаться, что не бывает правильной "системы воспитания", а бывают отдельные кусочки системы, которые подходят конкретной маме и конкретному ребёнку.
Какие-то кусочки из Монтессори, какие-то - из Вальдорфа, какие-то - из Никитиных.
А всю систему невозможно перенести из одной семьи в другую...

А у вас в детстве был спорткомплекс дома?
Вас воспитывали по какой-то "системе"?
Во что ваши родители любили с вами играть в детстве?
Tags: воспоминания, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →