jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Заниматься с детьми математикой. Как?

Я сегодня вела семинар на конференции, за полтора часа, конечно, почти ничего не успела внятного рассказать и показать,
но очень надеюсь, что сумела показать какие-то важные для меня принципы работы.
Первое, что кажется мне очень важным.
Математика - не телепатия. В ней надо понять, а не "просто выучить".
В математике есть стройность, но её надо научиться видеть.
И если сам взрослый математику не любит, боится, и тем более считает её невыносимо скучной, то не стоит браться за занятия с детьми. Во всяком случае, надо ДО занятий с детьми найти в математике те темы, которые радуют лично вас.
Потому что если взрослый считает, что это математика - это сложно, непонятно и скучно, то он своё отношение почти наверняка передаст детям.

Математика - это не только примеры, бесконечные примеры с числами, столбики и столбики, и целые страницы скучнейших примеров. Нет, математика - другая!
Откройте великолепную книжку "Математическая составляющая", откройте сайт "Математические этюды" http://etudes.ru - вы увидите, сколь многогранна и интересна настоящая математика.
Откройте тетрадку "Математика - это красиво" издательства МИФ, и "удовольствие от Х", "Алиса в стране математики",
возьмите для вдохновения книгу Звонкина "Малыши и математика", да масса есть прекраснейших книг про нескучную математику.
Сборники задач про слонёнка Лу, сказки Лёвшина про магистра рассеянных наук и другие, книги Смаллиана.

Математика - это и логика, и геометрия - отнюдь не только арифметика.
В математике есть задачи, у которых много правильных ответов.
Математика - это не каллиграфия, и не столь важный математический навык - красиво писать цифры, а вот умение рассуждать - важно.
Каллиграфия и правила оформления - навык, который вполне доступен детям в 3-4 классе, но который отнимает слишком много сил у первоклашек, которым пока и суть сложна. И мы спасём много нервов, если в самом начале избавим детей хотя бы от части сложностей, связанных с оформлением.
В математику можно играть - и это мой самый, наверное, главный тезис.

про это и моя книжка "Математика вприпрыжку",
и предыдущая - "Пирог с математикой"

В геометрию можно играть с кубиками,
со счётными палочками,
с геодосками,
с любым конструктором
и даже с настольной игрой.

В арифметику можно играть с самыми разными настольными играми:
турбосчёт
спящие королевы
свинка10
фрукто10
цветариум
Зевс на каникулах
код фараона

А можно нарисовать свою самодельную игру-ходилку, и играть с двумя игральными кубиками, двигая фишки на сумму или разность того, что выпало.

Можно использовать задачи прошлых лет с разных олимпиад,
а можно взять за основу программу учи.ру (у них, кстати, появился раздел с задачами "со звёздочкой")
или "математика дома"

В общем, главное, наверное, о чём я рассказывала - это что математика - это не скучно, и в ней есть простор для творчества. Но главное - сперва родителям самим увлечься.
Кому-то больше нравятся геометрические задачи,
а кто-то обожает задачи про рыцарей и лжецов,
или про развёртки...
В математике с детьми много простора для творчества!

И при этом важно понимать, что все люди разные, у кого-то одна игра или задачка идёт на "ура", а у соседа эта же игра вызывает скуку.
А какие у вас любимые математические игры и задачки?
Tags: игры, книги, математика, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →