jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Игра - для радости!

Наверное, это та самая простая мысль, которую забывают написать все хвалёные и именитые психологи и педагоги в своих книгах и статьях, когда расписывают пользу игр.
Игра - это способ общения, способ взаимодействия ребёнка и взрослого, двух детей, ребёнка и окружающего мира.
Но в любом случае игра - это источник радости,
иначе она перестаёт быть игрой.

Играть невозможно заставить, играть нельзя вынужденно, иначе теряется самый важный аспект игры.
Взрослые, вы не обязаны играть с детьми!
Кормить, лечить, оберегать от опасностей - вы итак много всего делаете для своих детей.
Но играть нельзя из-под палки, играть можно только тогда, когда игра приносит радость всем участникам!

Так много есть статей и книг о том, как полезно играть с детьми.
Но почему, почему там не пишут о том, как этот несчастный взрослый скучает и страдает, и посматривает на часы, надеясь как можно скорее завершить эту необходимую детке "порцию" игр с детьми, и как устаёт от этих вынужденных игр взрослый, который нехотя отрывается от своих дел и изо всех сил пытается изобразить активность при игре в магазин или в кормление куклы игрушечными яблоками, но сам играть не любит.
И знаете, что самое обидное во всём этом?

Ребёнок, с которым взрослый играет нехотя, в итоге снова и снова просит "поиграй со мной", и такое впечатление, что он не получает того внимания, которое мама ему пыталась уделить, играя в ненавистных кукол или машинки.
Ведь маленькие дети очень точно реагируют на ваше настроение и состояние.
Если малыш играет с мамой, но при этом видит, что маме невыносимо скучно, то он получает противоречивые сигналы.
Он получает сигнал, что играть скучно, что маме неохота быть с ним и разделять его интересы. Ребёнок пугается, и ... начинает с удвоенной силой просить "поиграй со мной ещё!"

Если вас игра не интересует, не радует, не вдохновляет, то и не надо заставлять себя в неё играть!
Ребёнку нужна не игра как таковая, а ваше внимание.
Если вы готовы вместе танцевать, или печь пирожки и печенье, или читать вслух книжки, и для вас этот способ общения лучше подходит, чем игра - ну и отлично!
Идите читать или печь пирожки, а игру в дочки-матери и в магазин оставьте ровесникам вашего ребёнка.

Если вы переживаете, что хорошие мамы должны играть с детьми,
то помните - они взрослые, и могут выбирать, во что играть.
Вы же старше, и у вас есть свой детский опыт.
Вспомните любимые игры и занятия из своего детства,
играйте в то, что вас радует!
Кого-то радуют театральные игры, кого-то - строительство из конструкторов, а кто-то любит подвижные игры, те же вышибалы и колдунчики.
Это ваш выбор - во что играть, с кем играть и по каким правилам.

Не бывает универсальных игр, которые подходят для всех.
Кто-то любит настольные игры, а кто-то их терпеть не может.
Кому-то нравятся логические игры, а кому-то - словесные.
Выбор велик, но главное - вас никто не может заставить играть. Игра - для радости!

Есть игры, в которых кто-то выиграл, и кто-то проиграл,
а есть масса игр ради процесса,
что не мешает этим играм быть весёлыми, интересными и запоминающимися.
Мы с детьми и взрослыми в лагере летом играли в сантики-фантики, или в зоопарк - хохота было много, положительных эмоций - море, и никто не обижен, никто не проиграл.

Для меня игра - это один из способов общения.
Важный.
Но отнюдь не единственный.
Можно при помощи игр учить чему-то, можно общаться, можно просто дарить своё тепло и внимание.

Есть куча хороших книг о том, как игры могут быть важны и полезны.
Т В Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
М В Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Венгер А Л, Венгер Л А «Домашняя школа мышления»
Ася Ванякина «Айсберг на ковре»

Но все эти книжки хороши именно тем, что показывают взрослым, как важно дать детям пространство и идеи для игр.
Эти книги не пытаются заставить вас играть.
Не хотите - не играйте ))

А если хотите играть в то, что вас радует - полистайте эти книги, попробуйте вспомнить, во что вы играли в школе и до школы.
Прятки?
Догонялки?
Вышибалы
Резиночки
Игры с верёвочкой
Игры с мячом
Классики
Считалочки
Светофор
Барыня прислала 100 рублей
Садовник
Колечко
Я знаю пять
Ручеёк
Бояре
Море волнуется
Летел лебедь по синему небу

Мне, например, всегда было невыносимо скучно играть в ролевые игры,
но в то же время мне нравится показывать сказки,
это для меня ближе к чтению вслух.
Я рассказываю наизусть историю, говорю разными голосами за разных зверушек, стараюсь оживить историю, будь то "репка" или "Маша и медведь".

Ещё мне нравится играть с двухлетками, потому что эти дети, половина из которых даже толком не умеет говорить, при этом отлично чувствуют, что я тут, я с ними, и я готова играть, бегать, топать и хлопать вместе с ними.
Мы даже в прошлом году диски такие сделали, видео с моих занятий - с пальчиковыми играми, хороводами и сказками.


При этом я отлично могу понять тех родителей, которым скучно играть в пальчиковые игры или водить хороводы.
А мне, например, скучно играть в ходилки с фишками и кубиками...

Я знаю массу игр, словесных, логических, на память и внимание,
мне нравится в игре учить детей чему-то новому,
но главное для меня - следить за тем, чтобы всем игрокам было весело, и чтобы никто не огорчался из-за проигрыша или из-за того, что правила ему сложны.

Любимые игры у всех разные, и это нормально.
Опять же, игровые методики обучения работают только в руках у тех, кто сам любит играть.
Иначе это не игра, а обязаловка.

У меня в марте будет ещё несколько вебинаров про игры,
уже более подробно про игры с буквами и словами,
про игры на память и внимание,
про математические игры,
но главное всё-таки - что все эти игры "работают" только в том случае, если они нравятся и взрослому, и ребёнку!
И универсального рецепта не бывает...
Tags: вебинар, игра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →