jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Математический кружок, мат класс, математическая олимпиада - кому это надо и зачем?

Когда я училась в школе, математических классов в Москве было не так уж и много.
Я сама выбрала школу, в которую хочу поступать, год ходила на кружок, потом поступила - в 8 класс (из 10),
причём я отлично понимала, что иду в маткласс в первую очередь за хорошей компанией,
не столько за математикой.
В обычной школе я была почти отличницей, а в матклассе была отнюдь не самой умной, а скорее наоборот - из самых слабых учеников или в лучшем случае из серёдки.

Сейчас я регулярно слышу вопросы от родителей дошколят: "А как вы думаете, у него достаточно способностей, чтобы идти в маткласс с первого класса?"
Так вот, моё мнение весьма и весьма категорично.
Мне вообще не кажется правильной идея математических классов в начальной школе!
Кружок - пожалуйста! А обязательные уроки - это лишнее.

Я проводила обязательные дополнительные уроки математики во втором классе, и я вижу огромную разницу в мотивации между теми второклашками, у которых это обязательный урок из расписания, и теми, кто сам пришёл на кружок.
Ещё меньше мне нравится, когда родители соревнуются между собой, натаскивая детей на определённые типы "олимпиадных задач", и дети запоминают, что это тип задач, которые нам велели решать вот так.
Математический кружок - для тех, кому нравится думать, искать решение, рассуждать, ошибаться, искать ошибку в рассуждениях, а не для тех, кто непременно хочет быть победителем.

Кружок по математике - это повод пообщаться с другими детьми, которым тоже интересно,
повод познакомиться с интересным взрослым, который этот кружок ведёт,
и отличный повод размять свои мозги.

То, чем мы с моими учениками занимаемся на кружке,
редко встречается в школьной программе.
Альбом: кружок_цдо

мы рисуем фракталы


разбираемся с проекциями фигур


придумываем развёртки,


играем в чёрный ящик,

Альбом: кружок_цдо15

измеряем дверь карандашами,


а удава в слонах и попугаях


обсуждаем координаты


играем с пентаминошками


играем в симметрию с ножницами.
Мне нравится придумывать разные практические задачки,
а не листочки с текстовыми "задачами повышенной сложности"


но при этом мы не разбираем заранее задач из Олимпиады ПЛЮС

А с дошкольниками, скажем, мы не занимаемся по моим тетрадкам "мышематика",
а я для каждого урока рисую новые листочки.

При этом на вопрос родителей, готовлю ли я своих учеников к олимпиадам, я могу смело ответить "нет".
Я их никогда не натаскиваю на решение определённых задач.
Скорее показываю им, что можно рассуждать так и эдак,
можно рисовать схемы,
можно попробовать решить задачу перебором.

Мне нравится придумывать интересные задачи и обсуждать их с детьми,
но меня ужасно огорчает соревновательность, которую накручивают вокруг этих олимпиад.
В пробном туре олимпиады ПЛЮС есть игра "быки-коровы",
по-моему, она учит думать и рассуждать ничуть не меньше, чем подробный разбор каких-то тем и задач...

Но мне очень грустно, когда родители садятся и вместо ребёнка решают олимпиаду.
Я рада, что родители могут решить задачки для 1-2 класса,
но мне жаль тех детей, которые при этом не решают сами, а только записывают мамино или папино решение.
Обсудить задачи потом - очень полезно,
но пока идёт олимпиада, лучше дать детям самим поискать решение.
Tags: кружок, математика, олимпиада, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →