Хибины - пока без картинок

Мы отлично погуляли по горам.
Накануне отъезда я посмотрела прогноз погоды по городу Апатиты и с сожалением выложила из рюкзака коробочку с акварелью.
В Москве стояла жара за 30, но прогноз был неутешителен, и надо было запихнуть в рюкзак флиски, запас тёплых и непромокаемых вещей. Обещали 12-15 градусов и дожди, ливни, грозы.
В целом всё это примерно так и было - дожди, и грозы, и туманы, и даже сильнейший град, но как-то нам эти дожди не мешали, а солнышко нам тоже выдавали, и мы успевали загорать, купаться в озёрах и ручейках, собирать грибы и ягоды, общаться, фотографировать...
Жарко было, пожалуй, даже чаще, чем прохладно, но мы особо не возражали.

Хибины - горы не слишком высокие, но в них вполне настоящие перевалы, просто очень короткий переход от зоны леса - к криволесью и кустарникам, потом к высокогорным тундрам, потом уже и травы нет, и лишайников мало, остаются одни камни.
Серые ущелья, глубокие трещины, осыпи, морены, синие горные озёра, водопады, местами снежники.

В больших горах если ты ночуешь в зоне леса, то до перевала идти дня три, а то и дольше. А в Хибинах вполне можно ночевать в лесу, потом пройти вверх по долине, перейти перевал и снова спуститься к лесу.
Мы так и делали...
Заодно по пути проверяли свои клады и геокешерские тайники, досыпали сокровища, наводили порядок на стоянках.

Мы ехали до станции Имандра, где поезд Москва-Мурманск стоит всего одну минуту.
В поезде я, как обычно, прилипаю к окну, когда там проносятся такие знакомые пейзажи:
деревянное здание вокзала в Медвежьей горе, и паровоз-музей там же,
озёра и острова,
сосны и песчаные отмели,
болотистые низины с чахлыми деревцами - и выходы скал,
рыбацкие лодочные сараи,
Сегежа, Майгуба...

Вот уже и озеро Имандра мелькает за окном.
Мы высаживаемся - удивительно, что все туристы вышли на этот раз раньше (в основном водники, в Карелию, кто на Чирка-Кемь, кто на Тумчу)

Поезд ушёл, вокруг нас - тишина, возле рельсов - заросли иван-чая, а на опушке нас ждёт черника.
Ура, ягод в этом году много.

Нас семеро: Тоша и Ленка, Витя Иткин с сыном Лёней 13 лет, и я - с Гри, которому 18, и племянником Мишей, которому скоро 16.
Подростки наши бодро шагают по любым горам, тащат уже немало общественного груза, и ходить с ними мне нравится.
Мишка - вообще золото, а не парень!
Быстро и спокойно он отыскивает сушину на любой стоянке, всегда готов пилить, колоть дрова, ходить за водой.
А уж как он собирает грибы - это просто нечто!

Впрочем, основная проблема была в том, что мы не разрешали Мишке собирать грибы, пока не останется час до ночёвки. Мишка страдал, отыскав и показав нам очередного красноголового красавца, вздыхал, но смирялся. Грибов было море, и слопать всё не под силу было даже нашим весьма прожорливым подросткам.

Мы перешли Гольцовку по подвесному мосту возле железной дороги, и быстро дошли по тропе до любимого небольшого озерка, которое мы называем Чаячье озеро.
Оттуда мы сходили в радиалку в щель Крест, и потом на следующий день - в радиалку на Хибинпахчорр и в Аку-Аку.

Потом мы перешли Аку-Аку в кромешном тумане, местами под дождём, и к обеду пришли на Звёздочку.
Там мы встретили бабушку-маму Лену с Таней и Настей, с которыми недавно были в лагере.

По пути на перевал Юмъекорр мы остановились возле Западной библиотеки Хибин.
Это такая коробка с книжками, которые можно носить через перевалы.
Ещё есть библиотека на Малой Белой и на озере Академическое.

А ещё в этой библиотеке лежит книжка "642 идеи, о чём написать", и она спровоцировала у нас такой всплеск рифмоплётства и графоманства, что мы долго не могли оттуда уйти, и потом по пути на перевал сочиняли продолжения разных строчек...

Классическая щель перевала Юмъекорр, высокие скальные стены, глубокое ущелье, а позади - Имандра с её островами...
На этом перевале мы нашли аж два геокешерских тайника, и удивились, что один из них не находили 4 года, другой - чуть ли не 10 лет.

На спуске с Юмъекорра нас накрыл дождь, но нас это не особо смутило. Мы перешли по мостику Меридианальный ручей, но не пошли на любимую стоянку с сосной, а пошли вниз по речке, и потом вверх по ручью Манепахк.
Там мы прошли несколько стоянок больших и замусоренных, и ушли выше в лес.
В какой-то момент нам попалась стоянка, где ветром свалило несколько сушин - практически в кострище.
Там-то мы и встали.
На следующий день была гроза с градом, и мы отсиживались у костра. Потом погода наладилась, мы даже устроили стирку и помыли головы тёплой водой. И сходили на ближайший отрог выше зоны леса - порисовать.
Там такие причудливые сухие деревья стоят, с узловатыми кривыми сучьями...
Потом мы сходили в длинную радиалку через гору Манепахк в соседнюю долину - там два изумительно синих озера и роскошный водопад. А ещё лежат останки разбившегося давным-давно самолёта...

На другой день мы перешли Северный Чоргорр и спустились в долину Куньйока.
Напротив базы КСС есть цепочка озёр, на среднем из них мы и встали.
Дрова, что характерно, мы находили везде, и на каждой стоянке оставляли запас дров.
А ещё на каждой стоянке копали яму для мусора, обжигали и выбрасывали ржавые консервные банки.
Хотя в целом за последние 5 лет многие стоянки в Хибинах стали заметно чище.

Потом мы перешли перевал Умбозёрский, с его цепью красивейших озёр. Наш тайник был цел, а вот геокешерский отыскать не удалось.

Потом мы спустились к лесу на любимую лесную стоянку в долине реки Каскаснюньйок.
А оттуда по мшистым пологим отрогам поднялись к озеру Академическое.
Мы собирались там ночевать в долине небольшого ручейка, но погода была мрачная, и мы передумали.
Спустились в долину реки Тульйок мимо водопада.
А потом Тоша и Ленка ушли ещё гулять, а мы прошли перевал Ворткеуайв. По пути остановились и минут за 15 набрали черники 3 литра - на поезд.

Перед самым перевалом нас накрыла дикая непогода: гроза, сильнейший ветер, дождь, летящий почти горизонтально. В минуту все промокли до нитки и замёрзли, но спрятаться там было решительно негде, а стоять под дождём на таком ветру смысла мало. Так что мы чрезвычайно осторожно пошли дальше, и перешли в полном тумане - на удивление аккуратно - все эти каменные россыпи. Замёрзли жутко, и как только дождь прекратился, остановились на травке и переоделись во всё сухое.
И что же вы думаете?
Через час, шагая по улицам города Апатиты, мы снова попали под дождь и снова промокли до нитки буквально за 3 минуты.
Потом отогревались и сушились на вокзале...
А ещё на спуске мимо отвалов на 25 км мы вышли почти к автобусной остановке ... и обнаружили, что там теперь требуют пропуск, типа мы пришли с территории рудника. Хотя на самом перевале об этом, разумеется, нет никакого предупреждения.
Составили акт, написали, что мы заблудились - и отпустили нас...
А ещё в Апатитах, увы, закрыли магазин "Дружба" и наше любимое кафе "Любимый дворик" с вкуснейшими пирогами. Пришлось идти обедать в "твой".
Но в целом это всё мелочи жизни, конечно.
А поход был отличнейший, мы очень приятно погуляли, наелись ягод, выспались и отдохнули.

Ягод столько, что поначалу невозможно ходить - хочется лежать среди этого синего и голубого моря и есть горстями.
Если я сумею понять, как теперь попасть снова в альбомы Пикасса, а не в гугло-плюс, то покажу картинки.

По вечерам читали у костра вслух.
За поход успели прочитать две книги Нины Дашевской:
рассказы "Около музыки" и "Скрипка неизвестного мастера",
обе понравились.
Tags: горы, отчет, поход, хибины