Когда человек хорошо умеет слушаться старших, выполнять приказы, быть исполнителем - это хорошо? Всегда ли?
"Послушный" - не совсем синоним "хороший", не так ли?
Когда про кого-то говорят, мол, этот человек упрям, то это звучит как негатив,
а если говорят "он очень настойчив и упорен" - то это другая сторона того же самого качества, но уже со знаком "плюс".
Многие учителя, воспитатели, бабушки-дедушки, да и родители часто повторяют, как хорошо было бы, если бы ребёнок был "послушный". Да, сейчас это было бы удобнее.
Но ведь он потом вырастет, и мы не сможем всю жизнь ему диктовать, какой выбор лучше.
Это ведь его жизнь, его выбор.
И поэтому куда полезнее для ребёнка - быть непослушным - а значит, деятельным, активным, выбирающим что-то своё.
(Я прекрасно понимаю, что бывают правила и границы, и сама очень люблю всякие игры с правилами. Но правила могут быть разные. Можно сказать "делай так", а можно "сделай так или так", а можно "реши, в каком порядке ты будешь делать это и это", а можно "вот тебе 5 деталей, сделай из них домик как ты сам хочешь")
Когда ребёнок излишне послушный, меня это скорее пугает.
А знает ли он сам, что он хочет?
Умеет ли он говорить "НЕТ"?
И когда родители записывают дошкольника на 25 разных кружков,
или водят одного и того же шестилетку на приготовишку в ТРИ разные школы,
(а ещё на шахматы, в музыкалку и на английский),
то они это делают исключительно из любви к ребёнку.
Я понимаю, эти родители хотят вырастить ребёнка успешным,
они волнуются за него,
и поэтому стараются подстелить соломку.
Им кажется, что залог к успеху - непременно мехмат МГУ, а до того сильная математическая школа,
и поэтому они начинают натаскивать ребёнка уже сейчас.
Послушный ребёнок везде ходит,
делает по три домашки,
и удивительно, что ещё не постоянно болеет.
А вот то, что таким образом можно добиться того, что ребёнок уже сейчас возненавидит и всю учёбу, и все школы, и всю математику - этого им изнутри не видно...
И ещё одно наблюдение:
на конференции в Кирове многие люди, которые ведут математические кружки в разных городах, говорили, что чаще всего дети ходят на кружок 3-5 лет.
Потом бросают и переключаются на что-то другое.
И если хотеть, чтобы ребёнок поступил в маткласс в старшей школе, то мб есть смысл как раз в началке на мат. кружок его не водить...
И ещё одно, отчасти тоже сюда:
есть у меня несколько знакомых детей, весьма послушных, которые умеют решать сложные задачки, но не умеют отказываться, и не умеют сами выбирать, потому что привыкли, что родители за них сами решают, "
Умение выбирать и осмысленно и аргументировано защищать свой выбор кажется мне куда более важным навыком, чем умение послушно делать то, что велели взрослые.
А в каких ситуациях, на каких примерах вы учите ребёнка самого выбирать? Уверенно говорить НЕТ?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →