jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Учиться читать - это весело?

Выходные я провела в Англии, преимущественно в Лондоне,
и в субботу с утра у меня было два урока чтения у малышей 4-5 лет,
потом были ещё беседы с их учителями, и потом в воскресенье - лекция для родителей про чтение.

В Русской Гимназии у Юли Десятниковой очень интересный подход, который мне кажется очень правильным: на занятиях в русской школе должно происходить что-то интересное и увлекательное, чтобы детям хотелось дома этим поделиться с родителями, обсудить, попробовать дома повторить опыт с урока по химии, или спеть ту же песенку, что пели на музыке.

А можно ли сделать увлекательными и игровыми уроки чтения?
Да ещё с учётом того, что русский язык у этих детей - не единственный, и не у всех детей богатый словарный запас, и не всегда родители дома говорят по-русски.
Что можно предложить интересного в такой ситуации?
И можно ли сделать урок, в котором мы учим детей читать, и работаем над развитием речи - увлекательным?
Таким, чтобы дети вспоминали и просили повторить?

Можно сесть на пол - в кружочек, и поиграть.
IMG_2334
О, говорят дети, эту игру мы знаем,
это же ЧИТАЙ-ХВАТАЙ!

IMG_2336
Да, - говорю я, - но мы будем играть сегодня по другим правилам.


Можно придумывать смешные истории по трём картинкам на карточке - а остальные слушают и угадывают, про какую из карточек ты сейчас рассказываешь.

-Жил-был кит, он кидался бананами и боялся кота.

Один начал рассказывать, что кто-то кого-то боялся и чем-то кидался - и всё, волна,
теперь у всех будут в историях бояться и кидаться.
-Жила-была сова, она кидалась болтиками и боялась робота.
-Жил-был робот, он боялся банана и кидался мячиком.

Хорошо, нас это устраивает - дети активно перенимают опыт друг у друга, и тогда мы можем просто предложить им новую схему.
-Жил-был кот, он ел сыр и дружил с роботом.
И все будут теперь что-то есть и с кем-то дружить.
-Жил-был рак, он любил играть с рыбой и прятаться в доме.

Посидели на полу, поиграли - пора размяться.
Давайте-ка вставать - и превращать вот эту палочку во что-нибудь.

Я говорю "крибле-крабле-бумс!" и потом превращаю свою деревянную палочку от мороженного то в расчёску, то в карандаш, то в ложку, то в зубную щётку.
Дети тоже охотно превращают палочку во что-то своё - в отвёртку, в лопату, в карандаш, градусник...

Я взяла идею седующей игры у Юли Луговской, вариации и карточки придумала свои.
Получилось весело и неожиданно.

IMG_2329
Давайте превращать теперь стол!
Кто прочитает, во что он у нас превратился?

Ага, правильно, это лодка!
Так, скорее все залезайте в лодку, там же вода вокруг!
А что там ещё?

Дети свешиваются со стола и читают - кто там ещё плавает...
КИТ, АКУЛА, РЫБА, РАК, КРАБ, МОРСКОЙ ЁЖ...

IMG_2332
а теперь другой стол превратили - во что?
в поезд, точно!
мы едем в зоопарк.

IMG_2330
пишу на доске, кого мы там могли увидеть, и все читают - ведь интересно, кто же в этом зоопарке живёт!

IMG_2331
ЛЕВ, ТИГР, СЛОН, ЖИРАФ, ПОПУГАЙ, ПОНИ, СОВА, КОЗА, ЛОСЬ...

IMG_2333
ПИНГВИН, ГУСЬ, УТКА

IMG_2337
а теперь другая игра - выбери одно слово на своей карточке и сложи к нему картинку, а мы угадаем, что ты сложил.
Теперь смотри на картинки у соседей, читай их карточки и попробуй угадать, что они сложили!
(Я же не говорю "сядь ровно и прочитай 9 слов" - и дети охотно читают, складывают, отгадывают...)

IMG_2338
Потом я играла со второй группой,
и мы играли по-другому.

Из магнитной азбуки "где ёж" складывали имена и слова, заодно приходилось соображать - а какие буквы ещё нужны для этого слова?

IMG_1321
а ещё играли с карточками, на которых написаны разные слова.
Только в Москве у меня шестилетки найденные слова выписывали,
а тут малыши просто отыскивали нужные слова и приносили их учителям.

IMG_1322
Задача такая: по всему классу разложены и развешены бумажки со словами
КОЗА, РОЗА, ГРОЗА, БОРОДА, ВОРОТА, ВОРОНА, ЗАБОР, ЗАКАТ, КАША и тп

А каждый из детей получает своё задание.
Один выписывает (или собирает) все слова со слогом (точнее, сочетанием двух букв) РА, другой - РО, третий - ЗА.
Каждый занят своим делом, каждый ищет, списывает, заодно и прочитывает кучу слов.
IMG_1342
Вот, что получается

IMG_1343
ну, это уже шестилетки - они отлично ищут и неплохо пишут...

Мне ещё очень нравится, какие игры можно с детьми придумать по мотивам книжки про профессии,
http://2lingual.livejournal.com/70396.html
http://2lingual.livejournal.com/67804.html

Ещё много всяких любопытных идей про обучение чтению есть в книжке Ганькиной "Грамматическая аптечка".

Из игр - помимо "зверобукв" и "читай-хватай" - мне очень нравится играть детьми в ПРОБУКВЫ.
Там 7 приятных на ощупь деревянных кубиков с согласными,
а гласных нет вообще - и опыт показывает, что дети без них отлично обходятся )

Скажем, на кубиках выпало Р К В Н К Д П.
Вы можете переставлять кубики (все или часть) в любом порядке и добавлять гласные по вкусу, придумывая слова.
Можно играть на скорость, а можно - ради процесса. Можно на листочке, но проще - устно.

Переставляем кубики и получаем слова
ВоРоНа,
ВоРоНКа,
КоРоВа,
ВеНиК,
ВеНоК,
КоВёР

Вы можете придумать слово, выставить нужные согласные в подходящем порядке - и про это слово сказать загадку-определение, скажем, К* Р * В * - это зверь, который мычит. В* Д *-- можно её пить, а можно в ней плавать.

А с теми детьми, которые любят рифмы, можно играть в смешную игру "ПАКЛЯ-РВАКЛЯ"


Можно, конечно, усаживать детей за тетрадку или азбуку, но мой опыт подсказывает, что в игре дети читают намного охотнее.
Мы на игротеке в Лондоне, пока ждали опаздывающих, раздали каждому в руки по книжке-разрезалке.
Дети перелистывали по одной части странички - и хохотали,
оторвать было невозможно.
Голодный грузовик плачет в дупле - ха-ха-ха,
чумазый грузовик - ха-ха-ха,
нет, чумазый жираф - ха-ха-ха...

Хотя проблема с книгами для начинающих читателей всё равно есть.
Простых книжек ужасно мало.
Есть волшебные книжки Юли Луговской про Пипа,
есть замечательные книжки Тани Русситы, где на каждой страничке 2-3 слова из 4-6 букв,
но таких книжек надо намного больше, на самые разные темы...

Мне ещё очень нравятся короткие письма от гномика Гоши, я своим детям сама такие писала и рисовала,
и клады по запискам мы искали, и ещё в кучу игр разных с чтением играли...

А на каких книжках начали читать ваши дети?
И что для вас "ребёнок начал читать"?
Может прочитать слово? Фразу? Сам берёт книжку и читает?
Tags: Лондон, дошколка, игры, книги, русская школа, русский язык, словесные игры, фото, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments