jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Семинар для преподавателей. А каково оно - самому учиться чему-то?

В субботу у нас был семинар для преподавателей "Математика вприпрыжку".
Нередко преподаватели приходят с крепким убеждением, что они сами всё отлично знают, и осваивать что-то новое они не готовы. А тут народ пришёл увлечённый и готовый учиться, это было очень приятно.

А мы ещё перед началом семинара научили всех желающих играть в пиццу, в "делиссимо", математическую игру про дроби от фирмы "банда умников".
И было видно, что осваивать правила новой игры многим совсем не легко, и выбрать нужные карточки с подходящими кусками пиццы - целое дело. И кто-то уже понял, и начинает подсказывать. А кто-то отодвигает его и просит: "ну погодите, я хочу сам понять и сам сделать ход!"
И так хорошо, что эта игра - не на скорость!
А ещё очень заметно, что одно дело - прочитать на листочке правила игры, а совсем другое - поиграть с тем, кто эту игру знает и готов помочь тебе освоить правила.

Начали мы семинар с того, что ... дали учителям задание.
Мы заранее разложили в соседней комнате на подоконнике картинки из счётных палочек, простые - из 5 палочек, посложнее - из 6 и 7 палочек.
Выдали инструкцию: "Сходить в ту комнату, там запомнить одну или несколько картинок из зелёных палочек, потом вернуться в зал и нарисовать то, что запомнили, на листочке в клеточку. Когда запомните несколько зелёных картинок, идите запоминать жёлтые. Потом - синие"
Рассказали задание - и дальше человек 5 начинает задавать одни и те же уточняющие вопросы,
оказывается, кто-то всё прослушал.
Кто-то уже ушёл и запоминает картинки.
А кто-то только переспрашивает и уточняет, что делать.
Кто-то может запомнить по 5 картинок разом, а кто-то и одну с трудом может "донести" в уме до соседней комнаты.

Минут десять так ходили туда-сюда, запоминали, рисовали картинки.
И в итоге почти все придумали себе стратегию запоминания разных картинок, типа "буква П с ушами посередине" или "в середине буква Е", и на ней буква "Н" или "вилка на длинной ножке, а под ней две палочки сбоку"

На самом деле, во всей этой игре для мена как раз самое интересное - это то, как люди умеют вырабатывать себе новые стратегии.
Вот они этого только что не умели, а теперь умеют.
И детей мы хотим в идеале научить именно этому - не только действовать по инструкции, но и придумывать свой способ- как решить новую задачу, с которой мы ещё не сталкивались?

А потом уже мы начали обсуждать, как дети понимают идею количества,
вредно ли считать на пальцах,
что можно выучить, не усаживая детей за парты,
какие подвижные игры можно включить в занятия математикой...

Потом мы предложили участникам семинара ещё несколько практических заданий разной степени сложности - построить по изометрии что-то из кубиков или из плашек,
зарисовать свои схемы по бумаге в треугольную клеточку,
придумать как можно больше слов с заданными согласными.
Показывали разные задания с кубиками "СЛОЖИ УЗОР" и с катамино,
с геодосками и резиночками.

А потом мы в очередной раз обсуждали, что дети часто путают внешний вид цифр, но это не значит, что они не понимают идею количества.
Вот я могу взять и написать на доске китайские иероглифы, которые обозначают числительные, и могу произнести их по порядку, от 1 до 10, хоть три раза подряд, но после этого им - взрослым людям - не становится понятнее, что больше "сы" плюс "у" или "ба" плюс "лёу"
А ведь дети подчас оказываются именно в такой ситуации. Идею они понимают, а вот где какой значок - не очень.
И если спросить, на какой карточке нарисовано больше зверей, и показать карточки от игры "турбосчёт", на которых 8 ёжиков и 5 птичек, то дети уверенно отвечают, что ёжиков больше.
А если просто попросить написать знак между цифрами "8" и "5", то для некоторых детей это ничуть не более понятно, чем иероглифы.

В конце успели научить взрослых играть в сет, котосовы и барабашку.
Tags: математика, настольные игры, семинар
Subscribe

  • Любимый возраст учеников

    У моих коллег, преподавателей, часто есть любимый возраст детей, с которыми им нравится заниматься. Кто-то любит 5-6 класс, то есть детей 10-11 лет,…

  • Бабушки-дедушки и помощь с детьми

    У меня уже довольно-таки взрослые дети, но оба далеко, и оба пока без детей. Но я уже пытаюсь примерить на себя роль бабушки. (получается плохо) Вот…

  • Хамельн - это волшебное место встреч

    Мы попали везде, где запланировали, не смотря на то, что вылетели почти на сутки позже. И это было прекрасно и душеспасительно - всех обнять,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Любимый возраст учеников

    У моих коллег, преподавателей, часто есть любимый возраст детей, с которыми им нравится заниматься. Кто-то любит 5-6 класс, то есть детей 10-11 лет,…

  • Бабушки-дедушки и помощь с детьми

    У меня уже довольно-таки взрослые дети, но оба далеко, и оба пока без детей. Но я уже пытаюсь примерить на себя роль бабушки. (получается плохо) Вот…

  • Хамельн - это волшебное место встреч

    Мы попали везде, где запланировали, не смотря на то, что вылетели почти на сутки позже. И это было прекрасно и душеспасительно - всех обнять,…