Их дети говорят и читают по-русски, кто-то лучше, а кто-то хуже, но всё равно язык среды у них - английский, а русский язык им не родной, а скорее двоюродный.
Как говорит один мой знакомый "русский язык второго поколения" - когда в семье говорят преимущественно по-русски, но со всех сторон ребёнок слышит язык среды, в данном случае - английский.
Как сделать так, чтобы дети увидели что-то интересное, связанное с русским языком?
Какие игры им предложить?
В позапрошлое воскресенье мы провели первый Фестиваль Русского Языка и я хотела поделиться опытом. Если кому-то интересны какие-то из этих материалов, обращайтесь! Кстати, должна сразу заметить, что хоть на подготовку ушло много времени и сил, придумывать станции и задания было в радость, очень здорово и интересно!

Организационное:
У нас было 15 станций и пришло около 65 детей в возрасте от 4 до 13 лет. На входе каждому выдавалась программка со списком всех станций и конвертик с заданием. В конвертик нужно было собирать слова в соответствии с заданием – например, всех животных или все слова из четырёх букв или все слова на букву «С». Слова были расклеены по всему залу в формате советских объявлений на остановках – можно было оторвать себе одну полосочку и положить в конверт. (кстати, отрывание слов на полосках оказалось супер-популярным занятием )
На программку на каждой станции можно было заработать одну или несколько наклеек. За 10 наклеек выдавался небольшой приз (конфета и шарик).
Уровень заданий:
Этот вопрос нас сильно напрягал потому, что мы не знали точно, кто придёт и на что нужно ориентироваться. Поэтому ориентировались на уровень учеников нашей школы и старались создавать более сложные и простые варианты каждой станции. И, в общем, не ошиблись – не могу сказать ни про одну станцию, что было совсем сложно или совсем легко и неинтересно.
Станции на все возраста:
• Азбука «Найди и покажи» - распечатанные картинки из этой замечательной азбуки и планшеты с листочками бумаги, а сколько радости! Вот несколько примеров результатов. Кстати, азбуква сделана идеально в смысле уровня заданий – кто-то найдёт на А «арбуз», а кто-то «амфору» и «акваланг». Слова можно писать, а можно просто показывать маме или ведущему пальцем на картинке.

Кому-то понравилась буква Б.

Кому-то Ц.

А кто-то ходил и смотрел на разные буквы.

• Эрудит в большой компании – самодельный магнитный эрудит, т.е., полный комплект букв.

Игра простая – составляешь слово и записываешь количество очков. Из того, что придумали дети, лучшее – экспедиция (34 очка)! Здесь тоже удобно то, что можно сочинять слова на любом уровне.

Четырёхлетняя Зоя собрала слово «кошка» и очень гордилась тем, что она сама его составила, написала и посчитала свои очки
• Русские народные музыкальные инструменты – у нас был профессиональный музыкант, который принес свою коллекцию инструментов и давал детям их потрогать и поиграть.

Дети были в восторге от домр, гуслей и разных дудочек.
Станции для младших (4-6 лет примерно):
• Чепуха из лего – игра создана по мотивам книжек-разрезалок Жени Кац. На кирпичики Лего наклеены слова – различные существительные, прилагательные и глаголы.

Нужно составить предложение по схеме "
кто-что сделал-какой-предмет",
а потом читать и смеяться.
Например, «Дядя Вася моет колючий цветок» или
«Маша жуёт ароматный носок.»
• Бусы из букв – нам хотелось, чтобы была хотя бы одна поделочная станция, откуда ребёнок мог унести с собой что-то на память. Мы напечатали, заламинировали и нарезали тонну букв (на фоне узора хохломы ), а дети делали в них дырки дыроколом и нанизывали на шнурки. Большинство делало своё имя, а мой ребёнок почему-то принес мне слово «нитка»
• На какую букву?

– на большом столе стояли небольшие коробочки, на каждой из которых была написана одна буква. А еще стояли подносы с предметами и детям нужно было собирать в коробочку все на нужную букву. Вот на Л – лев, лупа и лягушка, а на С – собака и слон. Кстати, должна отметить, что собирать коллекцию было так-же весело, как в неё играть!
• Игры – какой-же фестиваль обойдется без игр?
У нас популярностью пользовались несколько:

Пакля-Рвакля,
Читай-Хватай, и
Зверобуквы.

Также рядом была игровая станция ПИКТОГРАФИКА -

«Прочитай три слова на карточке и составь картинку» - опять же, идея Жени Кац. Тут важен хороший ведущий, который может показать, что строить картинку – не так страшно и сложно, как кажется.
Станции для средних (6-9 лет примерно):
• Превращения слов – на этой станции было два задания.

В первом нужно было убрать одну букву из слова, чтобы получилась новое слово, а во второй изменить одну букву (которую мы выделили красным), чтобы получилось новое слове.

Мы напечатали, заламинировали, разрезали и наклеили на маленькие дощечки слова на липучках, так что буквально можно было отрывать ненужные буквы, а потом возвращать их на место. Станция получилась хорошая, но трудоёмкая в смысле подготовки – к ней сложно будет что-то новое добавлять.

• Расшифруй слово – собственно, перепутанные буквы, которые нужно было составить в слово.

Интересно, что станция очень доступная – дети с 5 лет вполне справлялись.

• Анаграммы – в больших подносах были наклеены две картинки и дан набор букв. Нужно было собрать оба слова. Некоторые были простые – КАБАН и БАНКА, например, а некоторые посложнее (ОБРЫВ и ВЫБОР).

Интересно, что довольно много детей не знало слова КУЛАК. Кстати, решение делать эту станцию с картинками оказалось правильным – без картинок даже самым продвинутым было бы сложно.

• Морской бой на новый лад – представьте два поля для морского боя, наклеенные по обе стороны детского мольберта, только вместо букв и цифр идут местоимения и глаголы. Вместо А3, ты говоришь «Я играю» или «Он играет». Отличный повод поупражняться в спряжениях . Здесь важно делать поля не очень большими, чтобы игра не затянулась – где-то 4 х 6 в самый раз. Кстати, эту идею можно развить и с другими элементами грамматики, которые нужно отрабатывать – можно окончания прилагательных по родам менять, например.

• Ребусы – мы взяли готовые, довольно стандартные ребусы, но это был настоящий хит! Их было 50 штук и мы наклеили их на детские мольберты и дали детям планшетики и карандаши, чтобы ответы записывать. Дети зависали надолго! Надо будет новых раздобыть к следующему разу. Это хорошо идет лет с 7-8.

• Старинные части тела – Ион нарисовал нам потрясающего дядьку в красивом русском наряде, к которому мы приделали липучки. А еще мы подготовили карточки с названиями частей тела – современными и старинными.

Младшие дети приклеивали современные названия, а старшим было предложена читать со старинным словом, и по цитате нужно было догадаться, что такое «ланита» или «чело».

• Словесные игры – я где-то увидела идею с загадками про слова, в которых встречается только буква А или только буква О. Мы идею развили и предложили детям отгадывать «удивлённые слова» (О-О-О), «испуганные» слова (А-А-А) (названия эти где-то слямзили, но не могу найти источник!) и слова «от А до Я» и «от Я до А». Эти задания пользовались популярностью у старших детей (мне самой было очень интересно их придумывать!) Мы также распечатали листочки для Наборщика и Каркаса, но это не очень пошло, надо будет в следующий раз понагляднее сделать.

А еще в конце Карина показывала три кукольных сказки – «Цыпленок шёл в Куд-кудаки» и «Жадный котёнок» Мошковской и «Жил-был слонёнок» Успенского. Взрослые хохотали чуть-ли не громче, чем дети. В общем было здорово и хорошо бы в скором будущем повторить!
текст про фестиваль - Юли Шпильман
Смотрите, сколько идей!
Будем рады, если другие русские школы тоже возьмут эти игры на вооружение!