jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Почему родители пытаются отдать ребёнка в группу к более старшим детям

Многие родители тревожатся о том, как сложится школьная жизнь их детей.
Им кажется, что выбор начальной школы - это самое главное, что они могут сделать для того, чтобы их дети выросли успешными.
Кто-то начинает поиски школы для малыша в тот момент, когда ребёнок едва научился ходить.
А кто-то старается на всякий случай поскорее научить ребёнка дома всему, что потом встретится в школе. Многие родители занимаются дома с детьми 4-5 лет чтением, счётом, прописями.
Некоторые родители стараются подстелить соломку настолько, что заранее готовят ребёнка к поступлению ... на подготовку к школе!
Не все дети в 4-5 лет могут освоить счёт и письмо, и нередко случается, что эти домашние занятия приводят к обидам и огорчениям, и даже к ссорам между детьми и родителями. Есть семьи, в которых дети могут учиться у родителей, но так везёт не всем. Мои дети, скажем, у меня в группе заниматься не могли, и домашние наши занятия не всегда были успешными... С чужими детьми многие взрослые могут терпеливо и спокойно объяснять одно и то же, но когда свой собственный ребёнок не понимает простейших вещей, то некоторых взрослых это бесит!

Получается такая ситуация: как только у родителей появляется время на общение с ребёнком, они стараются это время потратить "с пользой", заняться чем-то "развивающим".
А потом родители приводят деточку на групповые занятия, и стараются записать четырёхлетку в группу 5-6 лет ("Ой-ой, нам время группы на 4 года никак не подходит. Ну пусть он походит, пусть тянется за другими!")
Если преподаватель не соглашается взять малыша в группу к старшим, родители обижаются. Многие в этот момент начинают перечислять навыки и умения ("Да он у нас все цифры знает! Да она у нас складывает и вычитает свободно! Да он уже читать умеет!")
Но дело ведь не в умении читать или считать. Даже очень умный и толковый ребёнок четырёх лет во многих отношениях ещё просто мал, и какие-то вещи не может просто в силу своего возраста. Ему сложно долго ждать своей очереди. Сложно реагировать спокойно на то, что в игре выиграл не он. Часто младшим не хватает скорости реакции. А ещё зачастую не хватает ещё моторики, сложнее рисовать схемы, держать карандаш. И все эти навыки постепенно придут, если ребёнка не торопить и не загонять в невыносимую для него ситуацию.
Как вы знаете, бывает посильный стресс и непосильный стресс. Посильный стресс бывает полезен, и тогда человек учится чему-то новому. Но едва ли тревожные родители, которые желают добра своему ребёнку, понимают, что когда они отдают малыша в группу к детям постарше, они сами своими руками создают для него непосильный стресс.
Очень сложно ребёнку всё время быть самым медленным в группе, тем, кого все ждут на каждом задании. А младшие дети именно в такой роли и оказываются зачастую на групповых занятиях.

Если преподаватель по каким-то причинам соглашается взять малыша в группу к старшим, получается сложная ситуация для всех.
Один из ассистентов в итоге постоянно должен помогать младшему, который не успевает за группой.
Можно предлагать ему какие-то более простые задания, не такие, как для всей группы.
И можно просто просить этого ребёнка делать не все задания...
Но родители-то обычно не видят, что происходит на уроке, и им кажется, что раз ребёнок ходит, то всё в порядке.
Более того, дети не могут сформулировать, что было на занятии, и им кажется, что мы просто играли. И ему было легко. А о том, что он не смог правильно сложить ни одну фигурку из кубиков, он маме не рассказывает...

И на следующий год, когда мы говорим "Нет, он не потянет старшую группу! Вам будет лучше снова походить в группу 5-6 лет", родители обижаются, возмущаются, думают, что мы несправедливы к их прекрасному умному ребёнку.
А мы и не спорим, ребёнок изо всех сил старается, но зачастую выдержать темп, который получается в старшей группе, ему не под силу. И ребёнок начинает нервничать, напрягаться, слегка заикаться или теребить края одежды. Мы это всё видим, и пытаемся сказать об этом родителям.
А родители видят в нашем отказе только одно: "Ах, они не ценят нашего малыша! Он дома у нас прекрасно читает и считает!"

У детей в 4 года и в 5 лет разный запас прочности в среднем. И у группы пятилеток в среднем внимание заканчивается минут через 30-40, даже если мы бегаем, прыгаем и не сидим за партами.
А многие дети в 6 лет уже могут куда дольше сохранять сосредоточенность, могут запомнить и выполнить более сложную инструкцию...

Мы как-то раз собирали группу детей 5-6 лет, для того, чтобы записать на видео разные хороводные и подвижные игры. Так вот, полтора часа хороводов - и запас внимания кончился полностью даже у шестилеток. Они устали и уже вообще не могли больше действовать по правилам. А в 5 лет и тем более в 4 года запас прочности ещё меньше!

Мы про это говорили не раз,
я про это пишу каждый год, по-моему.
Вот прошлое обсуждение.
Вот аналогичное наблюдение у Тани Хрущевой.

Вот скажите мне, как, какими словами донести до родителей мысль, что детям не всегда полезно заниматься в группе с более старшими?
Как сформулировать, чтобы родители поняли и услышали?
Tags: дошколка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →