А вот если сказать "одно слагаемое равно пяти, а другое двум, найдите сумму" - будет сложнее.
Если сказать "первое слагаемое 5, а второе слагаемое на 3 меньше, чем первое. Какова сумма?", то многие дети в панике начнут угадывать и искать ответ по лицу учителя.
Интересно, зачем детей учат этим словам "первое слагаемое", "второе слагаемое" - с первого класса?
"Вычитаемое меньше разности на 2. Найдите разность, если уменьшаемое равно 8"
Вот вам сколько времени требуется на то, чтобы понять формулировку?
Поровну - это вполне понятная идея.
А вот объяснить идею "на столько больше, чем" - уже сложнее.

Приклей на маленькую ёлочку жёлтых и оранжевых наклеек поровну
О, запросто!

прилепи на большую ёлку оранжевых наклеек на 2 больше, чем жёлтых
Это уже сложнее
Мы стараемся все подобные задачи сперва обсуждать на наглядном материале.
Покажи на 2 пальца больше, чем у меня.
Сделай синюю башню на 3 кубика выше, чем красная.
А ещё мы часто предлагаем детям придумывать свои задачи какого-то типа - для нас, чтобы мы решили.
-Было несколько машин, одна уехала, осталось 4. Сколько было машин в начале?
-Было несколько конфет, 2 съели, осталось 5. Сколько было?
А ваши дети любят сами придумывать задачки?