jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

После трёх совсем не поздно. Мифы о раннем развитии

На саммите про дошкольное образование сегодня были очень интересные доклады - Егор Бахотский рассказывал про игру, и про то, какие условия нужны для того, чтобы дети играли,
а Марьяна Михайловна Безруких, психофизиолог, доктор биологических наук, рассказывала про мифы о дошкольном обучении и образовании.

И первый - самый частый миф - о том, что после трёх уже поздно. На самом деле способность к обучению с возрастом увеличивается.
Как раз книжку Масары Ибуки "После трёх уже поздно" Марьяна Михайловна скорее хвалила, поскольку в ней призывают пробовать разные занятия, не сажать малышей за парты, учить не скучно, а в игровой форме, и идти за ребёнком и его желаниями.
А вот само название - провокативное, и современными исследованиями этот миф не подтверждается.
До трёх лет детям нужны в первую очередь не занятия, а спокойные и любящие взрослые, готовые играть, читать, отвечать на вопросы. И если уж что развивать, так это самые разнообразные движения, то есть крупную и мелкую моторику.
С точки зрения физиологов, в 2-3 года куда полезнее ползать, прыгать, играть в пальчиковые игры, скатываться с горки, залезать на лесенки, кататься на самокате, строить башни из кубиков и лепить куличики из песка. Всё это намного полезнее, чем учить буквы и цифры.

Второй миф - о том, что современные дети развиваются быстрее.
Увы.
Никакие исследования этот миф не подтверждают.

Более того, по крайней мере в нашей стране многие дети к первому классу не готовы ещё учиться, им бывает сложно удерживать внимание, надолго концентрироваться на чём-то.
Они зачастую знают много разрозненных фактов, но при этом плохо умеют коммуницировать с детьми и со взрослыми, не всегда умеют ждать своей очереди, просить о помощи.
Кстати, именно психологические аспекты подготовки к школе обсуждает с родителями моя сестра на своих детско-родительских группах "Золотой ключик".

Третий миф:
обучение чтению и письму надо начинать как можно раньше.

Марьяна Михайловна показывала отличные слайды - про то, как ребёнок, уверенно читающий, следит глазами и ведёт глазами по строчкам.
И как этот же процесс выглядит у того, кто читает в первом классе с трудом.
Ребёнок возвращается по много раз к каждой букве, водит глазами туда-сюда, застревает и пытается понять, что же там написано.

Некоторые родители, чьи дети в 2-3 года начинают активно спрашивать про буквы, думают, что это интерес к чтению.
-А это какая буква?
Но обычно ребёнку хватает знания 2-3 букв, и остальные ему уже не нужны.
Впрочем, если он видит, как мама воодушевляется, видя его интерес к буквам, он понимает, что это способ порадовать маму - и спрашивает снова и снова.
Но знание букв не равно умению читать,
равно как знание скороговорки с числами - ещё не счёт.
Опять же, умение прочитать 2-3 слова - далеко от умения взять книжку и прочитать её самостоятельно.

Пока ребёнок САМ не захочет научиться читать, не дозреет до этого, никакие волшебные азбуки и методики не помогут...

А какие мифы вы встречали про дошкольников и обучение?
Tags: вебинар, дошколка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments